arcade/beat'em up
Konami, 1990-1991


«Teenage Mutant Ninja Turtles-II: The Arcade Game» - это порт с аркадных автоматов, на что и указывает подзаголовок игры. По сравнению с оригиналом игра, естественно, лишилась возможности играть в неё сразу вчетвером, зато обзавелась двумя эксклюзивными для NES-версии уровнями - как по мне, размен в пользу обладателей приставки. Стоит также отметить, что, в отличие от первой игры про черепашек на "Dendy", больше опиравшейся на оригинальные комиксы, этот проект в качестве источника вдохновения в большей степени использует мультсериал 1987 года, хорошо известный на постсоветском пространстве большинству тех, чьё детство пришлось на 90-е годы XX столетия. Ну и заодно, согласно мануалу, игра сюжетно продолжает самую первую киноленту о приключениях черепашек-ниндзя, вышедшую в том же 1990 году, "воскресив" казалось бы убитого в фильме Шреддера.
Стартовый экран игры не балует разнообразием - на нём можно выбрать лишь число играющих: 1 или 2 человека. Осуществив этот сложнейший выбор, вы попадёте уже на экран выбора черепашек, которыми будете управлять в самой игре. Выбор здесь делается раз - и до конца игры, никаких смен персонажа не предусмотрено. Другое дело, что в этой версии игры черепашки практически не отличаются между собой в плане геймплея. Мне приходилось встречать мнение, что Леонардо традиционно является этакой "золотой серединой", Рафаэль и Микеланджело компенсируют чуть меньший радиус атаки её чуть более высокой скоростью, а Донателло наоборот имеет наибольшую досягаемость, но бьёт чуть медленнее. Однако, даже если всё так и есть на самом деле, то разница между всеми бойцами всё равно минимальна, поэтому можете смело брать просто того, кто вам больше нравится (я всегда предпочитал Донателло).
Основное отличие при игре на двоих - большее количество врагов на уровнях (хотя одновременно на вас всё равно нападает столько же противников, что и при игре в одиночку), а также заметно более здоровые "главари", для победы над которыми потребуется нанести им чуть ли не вдвое больше урона. Друг другу черепашки разных игроков навредить не могут (по крайней мере, напрямую - экстравагантные ситуации, вроде внезапного возникновения персонажа одного игрока на пути отбитой персонажем другого игрока крышки канализационного люка, проверить сложно). Ещё один важный аспект: если у одного из игроков закончились все "жизни", а у другого игрока их в запасе ещё больше одной, то погибший игрок может позаимствовать "жизнь" у товарища нажатием кнопки "A".

Экран и управление

Вся игровая информация указывается в верхней части экрана. В левом верхнем углу для первого игрока и (если игроков двое) в правом верхнем - для второго. На квадратном контуре обозначено имя черепашки(LEO, RAPH, MIKE, DON). Далее:
LIFE - количество жизненной энергии (с потерей последней точки теряется жизнь). Вообще, система урона и жизненной энергии в игре работает не очень понятно: иногда вы можете потерять единицу энергии после первого же простенького удара какого-нибудь фут-солдата, а иногда (хоть и гораздо реже, чем в предыдущем варианте) способны без потерь пережить аж до трёх разных ударов. Впрочем, особо расчитывать на случаи, подобные второму, не стоит. Восстановить жизненную энергию можно с помощью единственного встречающегося в игре приза - куска пиццы. Такие призы всегда расположены в одних и тех же местах и в единственном экземпляре независимо от числа игроков.
REST - количество неначатых "жизней". Если в этой графе значится "0", то у вас идёт последняя "жизнь". В начале игры каждая черепашка имеет по три "жизни" (включая "нулевую"). По ходу игры, убивая противников и зарабатывая очки (см. ниже), вы можете получить дополнительные "жизни". Если же вы лишитесь всех "жизней", то попадёте на экран продолжения, где можно будет выбрать один из двух пунктов: "Продолжить" (CONTINUE) или "Конец" (END). При выборе первого пункта вы начнёте игру с того подэтапа, на котором погибли, имея в своём распоряжении те же три "жизни", что и в начале игры. Выбрав же "Конец", вы завершите игру и вернётесь на её стартовый экран. Однако имейте в виду, что на всю игру у вас есть только три "продолжения", так что в случае вашей четвёртой преждевременной гибели игра завершится уже безо всяких вариантов. Также хочется отметить, что в России были очень широко распространены китайские "хаки" этой игры, в которых у черепашек изначально было по 9 "жизней", но возможности продолжить игру при гибели не было (вернее, формально она там была, но вся разница при выборе CONTINUE вместо END сводилась к тому, что вы начинали игру сначала, но не с нулевым количеством очков, а с тем, которое успели заработать до этого).
PTS - количество набранных очков, а фактически - убитых вами врагов. Каждые 200 очков дают дополнительную "жизнь". Однако имейте в виду, что враги, уничтоженные с помощью разных интерактивных предметов (крышки люков, дорожные знаки, взрывающиеся бочки и т.п.), изредка встречающихся в игре, очков не дают. Также стоит отметить, что любой враг в игре, будь это завалящий фут-солдат или сам Шреддер, даёт ровно по одному очку. При этом в случае с "главарями" убившим их считается тот, кто нанёс последний удар.
Что касается управления, то тут всё достаточно просто:
"А" - прыжок;
"В" - удар;
"А","В" - удар в прыжке - обратите внимание, что "B" можно нажимать практически в любой точке прыжка, как в верхней, так и почти у самой земли;
"А"+"В" - коронный удар - простых противников убивает с одного раза, но выполняется, сторого говоря, не совсем одновременным нажатием, а ПОЧТИ одновременным (кнопка прыжка нажимается буквально на мгновение раньше);
Стрелки D-pad'а - перемещение в соответствующем направлении.

Враги

ОБЫЧНЫЕ ВРАГИ
Фут-солдат - cамые обычные роботы-солдаты основанного Шреддером клана "Ноги" (англ. - Foot, более точный перевод - "ступня"), наиболее частые ваши противники в игре, но не сказать, что самые простые. Любят появляться на экране с эффектным использованием предметов окружающей обстановки (ломают двери, разбивают окна, выскакивают из канализационных люков и т.д.). На дальнем расстоянии могут продемонстрировать эффектный и опасный удар ногой в прыжке, которого следует старательно избегать - он довольно сильный (отнимает единицу энергии почти гарантировано) и его сложно перебить (вовремя сделанный коронный удар на это способен, но в остальных случаях пострадаете скорее всего именно вы). С подобным же ударом эти роботы любят и появляться из-за края экрана. В ближнем бою неплохо дерутся руками, частенько перебивая ваши удары ногой в прыжке, поэтому бить этих солдат в прыжке не стоит. Наконец, ещё один опасный приём, который могут применить сии роботы - это удушение, когда вы стоите к ним вплотную. Приём очень мощный, и если вы на него попадётесь, то увидите, как ваша энергия убывает буквально на глазах. Чтобы вырваться из удушения, как можно активнее жмите кнопки "A" и "B". Что касается тактики борьбы, то рекомендуется активно маневрировать, чтобы вас не окружили с двух сторон, и, как только роботы входят в зону досягаемости, сразу применять коронный удар.
Иногда фут-солдаты вооружаются сюрикенами или взрывчаткой. Как ни странно, это облегчает борьбу с ними. Против метателей сюрикенов главное - не переть в лоб, даже несмотря на то, что брошенные сюрикены можно отбивать, а любителей динамита проще всего убивать ударом в прыжке (который вполне применим и против метателей сюрикенов), а вот бить их коронным не рекомендуется - у него достаточно долгое время выполнения и восстановления и вы вполне можете успеть подорваться на чьём-нибудь "подарочке".
Фут-солдат с ножом - эти солдаты не так хорошо освоили кунг-фу, зато умеют довольно быстро пырять черепашек ножами в ближнем бою, а с дистанции эти же ножи метают. Как и сюрикены, брошенные ножи можно отбивать. В отличие от обычных, к солдатам с ножами относительно безопасно подбираться в прыжке, но предпочтительным остаётся быстрый подход сверху или снизу и ликвидация с помощью коронного удара. Главное, как и в случае с большинством "дальнобойщиков", не переть на них в лоб. Примечание: буквально раза два-три за всю игру вам встретятся солдаты в подобной же униформе, но без ножей. Они почти во всём подобны обычным фут-солдатам, но не умеют бить ногой в прыжке.
Фут-солдат с мечом - эффектно выглядящие, но далеко не самые грозные противники. В ближнем бою тычут в вас своими мечами, но довольно медленно, а со средней или дальней могут совершить высокий прыжок вверх с последующим пикированием на вас. От последнего приёма обычно проще уклониться, благо выполняется он очень долго, но своевременный коронный удар вполне способен и отбить подобное нападение. Более мечники ничем не примечательны и убиваются довольно легко.
Фут-солдат с автоматом - эти солдаты вооружены автоматами, внешне почему-то напоминающими не то пылесосы, не то ещё что-то в этом роде. Однако недооценивать их на этом основании не стоит. В отличие от различных метателей автоматчики стреляют не горизонтально по прямой, а немного по диагонали вниз. Так что лучше подбираться к ним сверху. Кроме того, не рекомедуется бить их ногой в прыжке, потому что в их арсенале имеется очень быстрый удар прикладом в ближнем бою, который является гораздо более неприятным, чем их стрельба.
Фут-солдат с бумерангом - в целом эти ребята напоминают остальных метателей, но их бумеранги обладают присущей и всем прочим бумерангам особенностью - возвращаться назад, что может создать некоторые дополнительные проблемы: например, вы уклонились от броска, убили солдата - и вдруг получаете по затылку вернувшимся бумерангом. Поэтому рекомендуется убивать этих ребят как можно быстрее, а если они всё-таки вышли на линию атаки, а вы находитесь далеко, лучше, уходить с линии огня прыжком вверх или вниз, попутно разрывая дистанцию с противником.
Фут-солдат с молотом - эти солдаты вооружены молотами с длинной рукоятью, поэтому досягаемость их ударов чуть больше, чем у других солдат, атакующих в ближнем бою. Хотя поначалу они могут показаться опасными противниками, но на самом деле это не так, и способствуют тому два обстоятельства: во-первых, они не могут поразить вас, когда вы находитесь к ним вплотную, а во-вторых, скорость их атак также оставляет желать лучшего. Эти два момента, кстати, делают их ещё и наиболее уязвимыми из всех фут-солдат к ударам ногой в прыжке.
Фут-солдат со снежками - уникальные противники, встречающиеся только на одном из эксклюзивных приставочных уровней - в заснеженном Центральном парке. Натурально метают в вас снежки, однако по сути являются самыми обычными, только перерисованными, роботами с сюрикенами, поэтому и обращаться с ними следует точно также.
Фут-солдат с копьём - пожалуй, самый неприятный противник из всего множества разновидностей фут-солдат. С дистанции метает в вас копья, которые, в отличие от всех остальных метательных снарядов, отбивать нельзя. В ближнем бою тоже демонстрирует немалое проворство, весьма быстро пыряя вас остриём. Кроме того, этот удар довольно неплохо защищает копьеносцев от вашего собственного удара ногой в прыжке (что роднит их с автоматчиками). Впрочем, тактика борьбы с копьеносцами особо не отличается от тактики борьбы с прочими фут-солдатами, просто тут вам нужно быть особенно внимательными и проворными, а прыжки стараться использовать только для сокращения дистанции, а не в качестве атакующего приёма.
Фут-солдат с бомбой - от обычных солдат этих ребят (помимо расцветки) отличает то, что они тащат с собой внушительных размеров бомбы. К счастью, имеются они у них в единственном экземпляре, и после сброса боеголовки солдат с бомбой превращается, по сути, в обычного солдата. В сражениях с ними вам нужно именно выждать, пока они не избавятся от своих бомб, а только потом атаковать - иначе получивший удар солдат уронит бомбу, которая почти наверняка при этом нанесёт вам урон.
Байкер - солдат, оседлавший мотоцикл. Встречаются они только в первой части четвёртой сцены игры и представляют собой даже не врагов в чистом виде, а что-то среднее между врагом и препятствием. Они проезжают по экрану с одной стороны в другую и сбивают вас, если вы окажетесь на пути. Однако их очень легко перепрыгнуть, а помимо этого можно выбить из седла ударом ноги в прыжке. Любопытно, что в одном месте байкеры появляются бесконечно, что позволит вам, при известном желании и терпении, набрать сколько угодно очков.
Дорожный Родни (Roadkill Rodney) - роботы-моноциклы, вероятно изобретённые Крэнгом и Шреддером. Обладают буровой установкой, поэтому появляются из-под земли. Отличаются очень высокой скоростью, встроенным лазером и прочным тросом, по которому могут пропускать электрический заряд. Рекомендуется отлавливать их поодиночке и зажимать обычными ударами у стены, только следите, чтобы оставшиеся не выстрелили вам в спину.
"Крысохват" - изобретение Бакстера Стокмана, изначально предназначавшееся для охоты на обычных крыс. Шреддер увидел в этих устройствах возможность избавиться от Сплинтера. "Крысохваты" обладают очень мощными челюстями, позволяющими им прогрызать почти любой материал. Соответственно и появляются они на уровнях обычно из проделанных ими же дырок. Лучшая тактика тут - встать около дырки и бить каждого вылезающего "крысохвата" коронным ударом (можно бить его в момент его выпрыгивания и обычным ударом и тут же добивать вторым). Стоит отметить, что в отличие от большинства врагов "крысохваты" умирают от одного точного удара в прыжке. Резюмируя: не столько опасные, сколько доставучие и назойливые враги (за счёт своей способности вцепляться в оружие персонажей и некоторое время висеть на нём, таким образом фактически парализуя черепашек, "крысохваты" могли бы быть опасны в кооперации с большинством любых других врагов, однако эта игра всегда натравливает на вас одновременно только врагов одного типа).
Убийца Фрости (Frosty the Hit-man) - явная пародия на персонажа американской рождественской песенки и впоследствии вышедшего мультфильма снеговика Фрости (Frosty the Snowman). Представляет собой робота с металлическим скелетом, который обволакивает плотная снежная масса (или некий материал, успешно под неё косящий). Умеет плющить вас своим, гм, основанием, прыгая сверху, а также запускать самонаводящиеся ракеты (их можно отбивать). После нескольких полученных ударов снежная масса осыпается и остаётся только скелет, уже неспособный обрушиваться на вас всем весом, но по-прежнему способный запускать ракеты. Этот враг довольно крепкий - потребуется два коронных удара, чтобы сбить снег, и ещё один, чтобы окончательно добить противника. Теоретически их можно попробовать зажимать у края экрана, но, учитывая их прыгучесть, это не всегда получается, да и за тылами нужно при этом следить очень пристально, чтобы не получить ракетой в спину.
Чёрный ястреб (Blackhawk) - громкое название этого одноместного винтокрылого аппарата совершенно честно спионерено у американского многоцелевого вертолёта "Sikorsky UH-60". Перемещаются "ястребы" по воздуху, на дальней дистанции ведут огонь из своей пушки, а если вы залезете прямо под них, то они начнут скидывать вертикально вниз небольшие бомбы. Способов борьбы с ними существует два, но оба требуют предварительного сближения. Первый заключается в том, чтобы зайти "ястребу" чуть за спину, а затем уничтожить ударами ноги в прыжке, при этом выпрыгивая влево, а затем нанося удар уже вправо. Второй способ предусматривает использование коронного удара в то время, как вы находитесь практически под "ястребом", но тут могут возникнуть проблемы с его бомбами.
А6 "Аннигилятор" - один из самых неприятных обычных противников. Эти среднего размера роботы падают откуда-то сверху в форме небольших металлических ракушек, из которых постепенно высовываются три ноги и голова с импульсной лазерной установкой. К сожалению, пока "Аннигилятор" не "вылупился" полностью, он остаётся неуязвим, поэтому лучший способ борьбы с этими роботами - становиться рядом с первой упавшей "ракушкой", мгновенно убивать "вылупившегося" "аннигилятора" коронным ударом и быстро перебираться к следующему. Хорошо, если они падают недалеко друг от друга, но вот если "аннигиляторы" раскидает по разным концам экрана, то велик риск не добраться до очередного робота вовремя и познакомиться с его лазерной пушкой. Эта пушка стреляет концентрическими импульсами таким образом, что радиус выстрела увеличивается по мере удаления от "аннигилятора". Это, в свою очередь означает, что чем дальше вы стоите, тем меньше будет ваш шанс увернуться, так что нужно стараться быстро сокращать расстояние. При этом, бить самого "аннигилятора" ногой в прыжке довольно опасно - легко можно нарваться на очередной выстрел, поэтому лучше, если уж пришлось иметь дело с "вылупившимся" роботом, стараться прыжком зайти ему за спину и немедленно убить коронным ударом. Кстати, не исключено, что "аннигиляторы" - это своеобразная отсылка к уэллсовским марсианским "треножникам".
Трубчатый транспорт (Tubular transport) - представляет собой мелкий радиоуправляемый винтокрылый аппарат, оснащённый шоковой пушкой. Эти "вертолётики" появляются в количестве четырёх штук за раз и начинают беспорядочно мельтешить по экрану, периодически постреливая из своих пушечек. Особой опасности они не представляют и весьма легко уничтожаются ударами в прыжке. Кроме того, в тот момент, когда они только начинают разлетаться, вполне возможно приложить сразу несколько "вертолётиков" коронным ударом.
Ниндзя - одно из трёх особых изобретений межгалактического охотника за головами Сёгуна, предназначенное для ослабления его жертв. Робо-ниндзя с непропорционально длинными руками. В ближнем бою не особо опасен, хотя и может наградить ударом куная. Зато очень хорошо прыгает и в прыжке с завидной меткостью швыряет те же кунаи в противников. От такого броска увернуться довольно сложно, зато вполне можно попытаться сбить ниндзя в начальной стадии прыжка, до того, как он станет метать кунай (если промедлите, то, будучи в прыжке, огребёте гарантировано). Помимо прочего, ниндзя отличаются завидным здоровьем, и чтобы их успокоить понадобится два коронных удара. С одним ниндзя справиться не так сложно, но нападают они попарно. Вам повезёт, если они вместе окажутся с одной стороны - тогда они будут очень уязвимы к удару в прыжке.
Винсент ван Рык (Vincent van Growl) - оживающее изображение тигра, чьё имя является явной отсылкой к голландскому художнику Винсенту ван Гогу (Vincent van Gogh). Ещё одно из трёх изобретений Сёгуна. Встречается всего в двух экземплярах и отличается завидным здоровьем. Ещё одной особенностью этого тигра является то, что против него абсолютно неэффективны коронные удары и удары в прыжке (первым очень сложно попасть, а долгое время восстановления делает его использование опасным, а любая попытка нанести удар в прыжке и вовсе оборачивается получением урона самим вашим персонажем). В принципе, всё, что делает это создание - пробегает по экрану справа налево или слева направо, изредка совершая прыжок. Если на его пути окажется ваша черепашка, то она получит урон. Способов изночтожать зверюгу - два, но в любом случае сначала вам нужно выйти с ним на одну горизонталь и встретить его самым обычным ударом. Это отбросит тигра чуть назад, после чего он решит выполнить прыжок. Вот тут и есть два варианта: либо вы тут же подходите поближе и снова бьёте тигра, а затем повторяете это ещё пару-тройку раз (сколько хватит экрана), либо наоборот несколько отступаете назад и всё так же обычным ударом бьёте врага на приземлении. В любом случае, нанеся 4-5 ударов, стоит отойти и дать тигру выпрыгнуть, а потом повторить всё ещё пару раз (для уничтожения кошки придётся нанести ей 12 ударов). Первый способ кажется чуть проще и безопаснее, главное - не упустить момент нанесения удара, а то можно огрести сразу дважды.
Скорпион - третье и последнее изобретение Сёгуна. Безусловно самый опасный и раздражающий враг из всего числа обычных врагов в игре. Скажу больше, эти скорпионы ещё и некоторым боссам фору дадут (и я не только о несчастном Бакстере сейчас). Судите сами: во-первых, они очень здоровые - чтобы завалить скорпиона потребуется три коронных удара; во-вторых, они весьма проворные, что делает практически невыполнимой задачу как-то переманеврировать их; в-третьих, они очень больно и быстро бьются своими хвостами, к тому же отбивая этим ударом большинство ваших ударов в прыжке, что, в купе с предыдущим пунктом, затрудняет не только их уничтожение, но и маневрирование в принципе; наконец, в-четвёртых, они ещё и умеют стрелять лазерами из своих хвостов, что, на фоне всего предыдущего, смотрится уже, в общем-то, мелочью, но проблем добавить способно. Ах, да, есть у них ещё одна неприятная (и непонятная) особенность: иногда, получив удар, они отлетают совсем не в ту сторону, в которую ожидаешь. Если честно, эффективного способа борьбы с ними я просто не знаю. Теоретически, скорпиона можно зажать у края экрана и убить обычными ударами, но на практике провернуть такое удаётся нечасто, да и про второго противника в таких случаях забывать нельзя. В общем, хорошо ещё, что они встречаются за всю игру только один раз.

ГЛАВАРИ
Рокстеди - обычный уличный панк, превращённый Шреддером в носорога-мутанта. Умом не блещет, поэтому, несмотря ни на что, всецело предан Шреддеру и ненавидит черепашек. В бою он ведёт стрельбу из автомата горизонтально по прямой или по диагонали вверх (в данном случае, "вверх" - означает именно "в воздух", а не вверх относительно экрана), вблизи же пытается отоварить вас ударом ноги. Кроме того, в его арсенале имеется бешеный бег - в этот момент с ним поделать ничего нельзя, остаётся только убираться с его пути. Общая же тактика борьбы с Рокстеди в той или иной мере годится практически для всех "главарей" в игре: бьёте его ногой в прыжке, сразу же отпрыгиваете, чтобы избежать ответного удара и опять бьёте ногой в прыжке - при этом важно только не наткнуться на его стрельбу в воздух.
Бибоп - хороший товарищ Рокстеди, которого Шреддер также превратил в мутанта, но уже кабаноподобного. Как и его приятель, умом не отличается, зато также силён и агрессивен. В игре, как ни странно, победить Бибопа гораздо сложнее, чем Рокстеди. Хотя общий набор их действий и относительно сходен, но в случае с Бибопом становится гораздо опаснее. Во-первых, его удар рукой гораздо быстрее неповоротливого удара ногой от Рокстеди, поэтому отпрыгивать от Бибопа после нанесения ему удара надо сразу же; во-вторых, хотя Бибоп и не умеет стрелять вверх, но он палит не из простого автоматика, а из лучевого пистолета, испускающего расширяющиеся силовые круги - таким образом, чем дальше вы от него стоите, тем сложнее уклониться от его выстрела, поэтому стоит держаться от кабана именно на средней дистанции; наконец, в-третьих, Бибоп гораздо чаще товарища использует способность к бешеному бегу. Помимо всего прочего в сражении с Бибопом вам нужно стараться держать его ближе к центру экрана, потому что возле стены он вполне может вас немножко зажать и снять сразу несколько единиц здоровья, прежде, чем вы сможете вырваться из ловушки.
Бакстер Стокман - гениальный учёный-неудачник, изобретатель "крысохватов", из-за которых его и заметил Шреддер. В общем-то, он не столько злодей, сколько жертва обстоятельств: изначально Шреддер принудил его к сотрудничеству, а затем запудрил мягкотелому Бакстеру мозги, убедив, что во всех его бедах повинны черепахи. Встретится он вам в канализации, в конце второй части второй же сцены. Является, наверное, самым лёгким "главарём" в игре - он просто летает по экрану в некоем устройстве и время от времени скидывает из него "крысохватов", самостоятельно при этом вам никак не вредя. Как и всех прочих "главарей" в игре его вполне можно убивать ударом ногой в прыжке, но можно и ускорить процесс, подбираясь к нему поближе и применяя коронные удары - наказать вас за это Бакстер никак не сможет.
Тора - один из двух межгалактических охотников за головами, нанятых Шреддером для уничтожения черепашек. Он родом из ледяного мира Траглодун и за 2000 лет не знал горечи поражения. Тора - эксклюзивный персонаж приставочной версии данной игры и более ни разу не появлялся ни в одном продукте по вселенной черепашек-ниндзя. Внешне смахивает на антропоморфного волка, умеет очень быстро бить лапой в ближнем бою, а также ловить градины и кидать их в вас (ещё приходилось встречать информацию, что подобно Рокстеди и Бибопу Тора умеет бешено бегать, но я, сколько ни играл, подобного не видел, так что, скорее всего, это ложная информация). Несмотря на неплохое здоровье (относительно предыдущих "главарей"), Тора - не самый сложный противник, и тактика удара ногой в прыжке работает против него просто прекрасно, тем более, что иногда его можно поймать в своеобразную "петлю": вы бьёте его в прыжке, он начинает от вас отбегать в другую сторону, а вы сразу же прыгаете вновь и опять наносите удар, и так туда-сюда. И ещё: старайтесь не бить его, когда он уже поймал градину - получив удар, Тора её выпустит, а падающая градина может приземлиться на вас.
Бакстер Стокман - муха - в результате несчастного случая уже знакомый вам Бакстер Стокман мутировал в муху и, надо признать, стал гораздо опаснее. Собственно, основных проблем с ним две: он летает по воздуху, что может затруднить прицеливание, и ведёт меткий огонь некими энергетическими звёздочками из своих крыльев (есть у него и ещё одна атака, когда он снижается к вам и пытается поразить каким-то странным предметом, напоминающим, как ни странно, мухобойку, но от этой атаки уклониться как раз очень просто). В принципе, тактика удара в прыжке продолжает работать, но когда Бакстер начинает стрелять, лучше основное внимание уделить уклонению, а самого негодяя атаковать в промежутках между его нападениями. Есть и альтернативный, но довольно ненадёжный способ - когда Бакстер окажется у одного из краёв экрана, то можно попробовать встать точно под ним и начать делать коронные удары. При этом, в некоторых случаях, он по вам будет мазать, однако получается такая "фишка" не так уж и часто. Зато умрёт Бакстер в этом случае гораздо быстрее, особенно учитывая, что здоровьем он особо не блещет.
Сержант Гранитор - один из командиров армии каменных солдат Крэнга, подчинённый генерала Трага. Он встретится вам в конце пятой сцены и может доставить проблем. С одной стороны, он довольно медленный и не отличается разнообразием приёмов: может пострелять из своего огнемёта, подпалив вашей черепашке лицо, а в ближнем бою отвесить удар то ли рукой, то ли прикладом. С другой стороны - его удар рукой довольно быстр и от него не так просто уклониться, а главное, Гранитор - очень здоровый, уступая в этом плане лишь самим Крэнгу и Шреддеру. В принципе, обычная тактика с запиныванием "главаря" ногами работает и против Гранитора, но за любое промедление в отпрыгивании после удара он вас непременно накажет (хорошо использовать турбо-кнопки). Но есть и другой, возможно более простой, надёжный и эффективный вариант - вы занимаете место примерно на одной вертикали с Гранитором, аккуратно подходите к нему сверху или снизу и, чуть-чуть не доходя до одной с ним горизонтали, наносите коронный удар. Учитывая тормознутость Гранитора, у вас будет достаточно времени, чтобы немного отойти по вертикали и избежать его ответного удара. Если отходить уже некуда, перепрыгивайте сержанта соответственно вверх или вниз и повторяйте всё то же самое, но с отступлением в другую сторону. Можно попробовать эти тактики и сочетать в зависимости от ситуации на поле боя.
Сёгун - второй из двух межгалактических охотников за головами, нанятых Шреддером для уничтожения черепашек, обитатель Сектора Шесть зоны Мёртвой Звезды. Так же, как и Тора, это эксклюзивный персонаж приставочной версии игры. Неплохо владеет нагинатой, но гораздо более опасной и раздражающей вещью является его отделяемая голова. Эта голова неуязвима, а любое столкновение с ней вашего героя наносит ему урон. При этом, если ваша черепашка находилась в прыжке, то нокдаун вам обеспечен. Голова не то, чтобы прямо преследует вашего персонажа, но в целом нацеливается именно на него, а не летает по совсем уж случайной траектории. Главная проблема - она сильно мешает проводить в жизнь традиционную тактику уничтожения боссов, а именно - удары ногой в прыжке. Тем не менее, это всё равно лучший способ борьбы. Попробуйте сначала увести голову подальше от самого Сёгуна, а затем возвращайтесь к нему и начинайте выписывать "восьмёрки" (это довольно трудно объяснить на словах, но вам нужно не просто прыгать на "главаря" и бить его, оставаясь на одной с ним горизонтали, а одновременно перемещаться и в вертикальной плоскости). Хорошо хоть, что здоровьем Сёгун не блещет и погибнет довольно быстро (хотя вам так и не покажется).
Генерал Траг - глава каменных воинов Крэнга. Он будет пытаться не пустить черепашек в главный зал технодрома. Впрочем, особого впечатления Траг не производит. Набор приёмов у него сходен с Гранитором, только вместо огнемёта Траг использует ракетницу, а здоровья даже меньше, чем у подчинённого. Возможно, он чуть побыстрее бьёт рукой, но это мало поможет ему противостоять стандартной тактике с ударами ногой в прыжке, тем более, что прийти к нему вы должны с неплохим здоровьем за счёт лежащей недалеко от конца уровня пиццы.
Крэнг - правитель измерения X, стратег и технический гений, стоящий за большинством планов, исполняемых Шреддером и его подручными, а также ответственный за большинство используемых ими технологических новинок. Без вариантов самый сложный и беспощадный "главарь" в игре, чуть ли не единственный, кого почти невозможно пройти без потерь жизней. И главная причина этому, похоже, даже не самое крепкое здоровье из всех ваших противников в игре и не разнобразный арсенал приёмов (Крэнг может стрелять по диагонали лазером из глаз, перебивая ваши удары в прыжке, на дальней дистанции запускать реактивный кулак своего робо-тела, а вблизи награждать криво выглядящим, но мощным пинком), а то, что у него очень короткая анимированная реакция на получаемые удары. Если все ваши остальные противники в игре, получив удар, реагируют на него довольно заметно, что, собственно, и даёт вам время ускользнуть от их возмездия, то Крэнг на ваши усилия внимания почти не обращает, и именно поэтому его ответного пинка избежать почти невозможно. По той же причине Крэнг - единственный , с кем даёт сбой тактика ударов ногой в прыжке. Лично я так и не сумел придумать достаточно эффективный способ завалить его, хотя мне доводилось видеть, как его убивают, накручивая "восьмёрки", подобно тому, как я рекомендовал бить Сёгуна, но у меня подобное не получилось - Крэнг всё равно успевал отвечать. Возможно, имеет смысл попробовать ту же тактику, которая применима против Гранитора - вставать с Крэнгом почти на одну вертикаль, бить коронным, когда он приближается и сразу же отпрыгивать по вертикали вверх или вниз, но в любом случае желательно, чтобы к битве с ним вы подошли с запасом из трёх-четырёх жизней (чтобы потом ещё и на Шреддера хватило).
Шреддер - как ни крути - главный враг черепашек и их учителя Сплинтера. Человек, мечтающий о мировом господстве и не гнушающийся никаких средств на пути к своей цели. Если объективно, то на фоне Крэнга Шреддер смотрится довольно блекло, но это если знать его секреты, а вот неподготовленному игроку битва с ним способна помотать нервы. Дело, собственно, в двух вещах. Во-первых, Шреддер умеет "раздваиваться", создавать свою копию. Как только вы убиваете эту копию, Шреддер "раздваивается" вновь, и, в принципе, так может продолжаться до бесконечности. Поэтому имейте в виду, как только с одного из Шреддеров слетел шлем, концентрируйте атаки на другом - именно он настоящий. Скорее всего, несколько раз вы всё равно уничтожите копию, хотя бы потому, что оба Шреддера любят бродить рядом друг с другом и вместе подставляться под один удар, но, рано или поздно, вы собьёте шлем и с настоящего Шреддера. После этого даже если вы уничтожите копию, злодей не сможет создать новую. Второй момент - Шреддер способен использовать особый, расходящийся в три стороны, луч. При его попадании по вашему персонажу ваш герой мгновенно превращается в самую обычную черепаху, а с точки зрения игровой механики вы сразу теряете всё оставшееся у вас здоровье и, соответственно, жизнь (долгое время я искренне считал, что таким образом в игре реализовали эффект одного из осколков "глаза Сарната", однако, в мультсериале и комиксах он лишь уменьшал черепашек, но не действовал на них подобно демутагену). Про этот луч важно знать опять же две вещи: во-первых, перед его применением один из Шреддеров, как правило, вдруг начинает быстро-быстро отходить к одному из краёв экрана (при этом желательно оказаться с ним примерно на одной вертикали, но ниже или выше, чтобы обезопасить себя), во-вторых, без шлема он его применять не может. На фоне всего вышеперечисленного упоминать о том, что любой из Шреддеров способен приголубить вас своим мечом, кажется несколько мелковатым, тем более, что такой удар особой опасности не представляет, да и попадает им Шреддер нечасто.

Прохождение

СЦЕНА 1
Жилище Эйприл.

Рокстеди получает очередной удар от Донателло и скоро отправится отдыхать.
Первый этап игры проходит в охваченном пламенем здании, где находится квартира Эйприл. Ничего особо страшного вас тут не ждёт, но, с другой стороны, нянчиться с вами и делать первый этап каким-то упрощённым тоже не будут. Основными противниками станут самые обычные фут-солдаты, но, как вы помните, они далеко не самые безобидные противники подобного типа, поэтому подойдите к их уничтожению со всей ответственностью. В двух местах вам встретятся лестницы, по которым периодически скатываются огромные чугунные шары - если ваша черепашка попадёт под такой шар, то потеря здоровья неминуема (кстати, бушующий внизу на всём этапе огонь для вас совершенно безвреден, так что не бойтесь использовать для манёвров всю глубину экрана). В этих же местах вы впервые встретите роботов с ножами. Поскольку на них скатывающиеся шары никакого влияния не оказывают, не стоит здесь использовать агрессивную тактику и самим охотиться на роботов - заманивайте их в безопасные края экрана и разбирайтесь с ними там, не позволяя им выйти с вами на одну горизонталь и забросать ножами издалека. В концовке первой части этапа вы встретитесь с тройкой "дорожных Родни". Проще всего разобраться с ними, зажимая у края экрана. Для этого годится следующая тактика: наносите одному из "Родни" удар любым образом, после этого он с высокой долей вероятности попытается ударить вас электрическим кнутом, вам же нужно в этот момент подпрыгнуть, переждать в воздухе удар кнута и сразу же нанести удар ногой (при промедлении высока вероятность того, что "Родни" успеет укатить), далее всё повторяется в том же духе до тех пор, пока "Родни" не оказывается у стены, где и умирает под градом обычных ударов.
Попав в квартиру Эйприл, разберитесь с мечниками и автоматчиками и приготовьтесь встретиться с первым главарём в игре - носорогом Рокстеди. Отпинайте его - и станете свидетелем сценки, в которой внезапно появившийся Шреддер похищает Эйприл.

СЦЕНА 2, Часть 1
Таймс-сквер.

Получай, фут-клан, столб по лбу!
Итак, черепашки отправляются в погоню за Шреддером и их путь пролегает через Таймс-сквер (ну, по крайней мере так утверждает мануал игры). Как по мне - для второго этапа игры это весьма сложный уровень. Связано это и с его приличной продолжительностью, и с достаточно неприятным "главарём". Но обо всём по порядку. Основными вашими противниками традиционно будут обычные роботы. Помните, что брошенные в вас канализационные люки можно отбивать, но очков за убитых таким образом роботов вы не получите. Кроме того, в одном из мест (рядом с уличным экраном) в качестве интерактивных предметов для убийства врагов можно использовать уличный столб и пожарный гидрант (у гидранта выбивается крышка, поэтому его можно использовать только против врагов справа от него). Чуть дальше вам впервые встретятся роботы со взрывчаткой - не забывайте, что с ними лучше всего бороться с прыжками. Когда дойдёте до пиццы, то лучше сначала разберитесь со всеми роботами, а только потом восстанавливайте своё здоровье (если, конечно, вы уже к тому моменту не находитесь "при смерти" - тогда имеет смысл взять пиццу сразу). Чуть дальше вы столкнётесь с самым загадочным персонажем всей игры - некоей девушкой на скейте. Вы можете её атаковать и даже получите за это одно очко, но кто это и что здесь делает, так и осталось загадкой - никакого комментария от разработчиков со времён выхода игры так и не было (или о нём почти никому не известно).
Преодолев вертикальную часть уровня и заприметив висящие на стенах плакаты, пройдите под первым и прижмитесь к стене - плакаты упадут, а вам придётся сразиться с группой роботов с бумерангами. В принципе, конец уровня уже близок - ещё несколько битв и перед вами предстанет кабан Бибоп. Повозиться с ним придётся основательно, но, в конце концов, вы черепашки-ниндзя или как? После победы дальнейший путь черепах лежит в канализацию.

СЦЕНА 2, Часть 2
Канализационная система Сохо.

Вот они, халявные PTS.
Этот этап короче и заметно легче предыдущего, однако таит в себе несколько сюрпризов. Во-первых, в паре мест, если вы спуститесь в воду, в вас начнут запускать ракеты, за уничтожение каждой из которых вы будете получать 1 PTS. В каждой партии ракет по 12 штук. Учитывая, что уничтожаются они одним обычным ударом, то это, фактически, 24 халявных очка. В первый раз ракеты встретятся вам после первых роботов с молотами, во второй - возле поднимающейся и опускающейся решётки. Во-вторых, на этом уровне вас ждёт очень много встреч с "крысохватами". Они вылезают из проделанных ими дыр в стене и особых проблем доставить не должны - просто встаёте возле самой дыры и начинаете методично уничтожать вылезающих тварей коронными ударами. В-третьих, уже упомянутая выше решётка - проблем она практически не представляет и её легко миновать в момент подъёма даже пешком, не говоря уже о прыжке, но ради пущей безопасности можно просто обойти её по воде. В качестве "главаря" здесь выступает ещё не превратившийся в муху Бакстер Стокман, управляющий неким аппаратом, который периодически скидывает "крысохватов". Мне кажется, что если бы существовал какой-то рейтинг самых лёгких (но при этом не шуточных) "боссов" в истории компьютерных и видеоигр, то Бакстер вполне мог бы претендовать на попадание в него - вряд ли у вас возникнут с ним хоть какие-то проблемы.

СЦЕНА 3, Часть 1
Заснеженный Центральный парк.

С одного из противников снег уже облетел, скоро и другого постигнет та же участь.
Пока черепашки разгуливали под землёй, погода наверху подозрительно ухудшилась: Центральный парк замело снегом, с неба валятся градины размером с добрый булыжник - в общем, бардак... Собственно, с падающих сверху градин уровень и начнётся. Особо посоветовать тут нечего, прохождение данного участка больше зависит от везения - попробуйте прижаться к верхней или нижней границе экрана и просто упрямо идти вперёд, скорее всего, в этом случае вас либо вообще не заденет, либо достанется только разок (главное - не прыгать). Вообще верха или низа экрана стоит держаться на протяжении большей части уровня: во-первых, в середине частенько встречаются присыпанные снегом, открытые люки, падение в которые не сулит ничего хорошего, а во-вторых, пару раз по экрану со свистом пронесутся не то снегоочистительные машины, не то что-то более боевое - их, конечно, можно перепрыгнуть, но проще, всё-таки, держаться кромки экрана. Как увидите уличные лотки "Pizza Hut" - готовьтесь к встрече с главной фишкой уровня, снеговиками Фрости (вообще, странный тут продакт-плейсмент - каждый раз, когда вы видите рекламу соответствующего брэнда, вас подстерегают какие-то неприятности). Их желательно стараться держать с одной стороны от себя, тогда можно попытаться зажать сразу двух противников у края экрана, да и стрельбы в спину можно будет не опасаться, но с учётом того, что они частенько появляются с разных сторон да ещё и очень нехило прыгают, это не всегда возможно. В качестве "главаря" здесь выступает некий Тора, межгалактический охотник за головами, и, похоже, резкое похолодание - его заслуга. По крайней мере, рядом с его транспортным модулем парит небольшая круглая сфера, напоминающая синтезатор погоды (в оригинальном мультсериале это была разработка Крэнга, и её использовали каменные солдаты, чтобы ввергнуть Нью-Йорк в хаос). Тора - противник не самый сложный и довольно легко убивается ударом ноги в прыжке, так что уработайте его и верните в Нью-Йорк весну.

СЦЕНА 3, Часть 2
Обслуживаемая автопарковка Винни.

Ура! Эйприл свободна!
Что ж, пришло время освободить Эйприл. В принципе, в отличие от предыдущего, этот этап игры ничем особо не примечателен, разве что весьма большим числом интерактивных объектов, которые можно использовать против врагов (заградительные конусы в самом начале, а также знаки с ограничением скорости и некие бочки с взрывоопасным содержимым (имейте в виду, что бочка после удара по ней некоторое время дымит и только потом взрывается, давая вам время покинуть область взрыва)). Кроме того, опасность могут представлять некоторые из припаркованных тут машин, которые вдруг резко срываются с места, норовя раздавить черепашек. Первым таким сюрпризом станет первая голубая машина (не считая двух в самом начале уровня), затем - следующая же красная машина. Впрочем, чтобы избежать машин, нужно просто не спешить и подходить к ним медленно, не прыгая под них. Гораздо больше проблем вам, скорее, доставят появляющиеся тут же автоматчики. В конце уровня вас ожидает бокс со связанной Эйприл, которую охраняет превратившийся в муху Бакстер Стокман (и это, кстати, ещё одно отличие от оригинальной аркадной версии игры - там нужно было одновременно сражаться сразу с Бибопом и Рокстеди). В бою с Бакстером важно не торопиться - его выстрелы довольно неприятны, но есть два важных обстоятельства: во-первых, обычно после каждой пары выстрелов он перелетает в другое место и в этот момент абсолютно открыт для удара ногой в прыжке, а во-вторых, когда по-вертикали вы стоите строго под ним, он будет по вам мазать, а вот вы в некоторых случаях сможете зацепить его коронным ударом. Кроме того, тут лежит кусок пиццы, но брать её лучше тогда, когда здоровье у вас будет совсем подходить к нулю (хотя в этой битве легко подобрать пиццу и случайно). Ну и напоследок ещё один мелкий, но, может быть, для кого-то интересный момент: при игре на двоих в промежуточной сценке Эйприл будет целовать ту черепашку, которая нанесла Бакстеру последний удар.

СЦЕНА 4, Часть 1
Мэдисон-авеню.

На скриншоте хорошо видно, что в машине сидят фут-клановцы, а вот в самой игре, с учётом не самой плавной анимации, рассмотреть это не так просто.
Я не очень понял, где это на Мэдисон-авеню разработчики нашли такой мост, но строить из себя знатока нью-йоркской географии не буду: Мэдисон-авеню так Мэдисон-авеню. На этом этапе есть одна деталь, роднящая его с этапом в Центральном парке - периодически по экрану справа налево проносятся автомобили, поэтому лучше вам будет придерживаться верхнего или нижнего краёв экрана, чтобы не попасть им под колёса. На этом уровне вам впервые придётся встретиться с копьеносцами и роботами с бомбами. Если первые - весьма серьёзные противники, которых нельзя недооценивать, то вторые особо не отличаются от обычных солдат, после того, как избавятся от своих бомб. Вскоре после этих "террористов" вас ожидает ещё один эксклюзив уровня - роботы верхом на мотоциклах. В принципе, их можно рассматривать как этакую лайт-версию автомобилей, но с тем ещё отличием, что "байкера" можно выбить из седла (проще всего - ударом ноги в прыжке). После встреч с байкерами вам придётся разобраться ещё с несколькими группами разнообразных солдат и вы доберётесь до конца этапа, где вас попытаются забросать шинами (их можно отбивать). Главарь? А не будет здесь главаря!

СЦЕНА 4, Часть 2
Скоростная автомагистраль.

Черепаший фургон слетает с дороги и приходит в полную негодность, но главные герои не пострадают.
Начну с небольшого лирического отступления: существует версия, что оригинальное название этого этапа (Rock-A-Fella Expressway) - это своеобразная то ли пародия, то ли аллюзия на фамилию "Рокфеллер". Не знаю, насколько это правда (по крайней мере, о существовании какого-нибудь реального "Рокфеллеровского шоссе" мне ничего неизвестно). Лирическое отступление окончено, и, собственно, больше про этот уровень писать особо и нечего - это самый короткий, хоть и не самый обычный уровень игры. Его необычность заключается в том, что перемещаетесь вы по нему не на своих двоих, а на самоходном скейтборде, и то же самое касается ваших немногочисленных противников, представленных здесь солдатами с автоматами и с бумерангами. Надо заметить, что скейтборды заметно повышают мобильность ваших противников, что, при их любви окружать вас с двух сторон, делает их немного опаснее, чем в обычных условиях. С учётом того, что те же автоматчики и так - один из самых неприятных противников, то вся эта ситуация чревата почти неизбежными потерями здоровьями, но, всё-таки, чтобы потерять здесь жизнь - это надо сильно постараться. Помимо солдат в начале и конца этапа вам встретится уникальный для данного уровня противник - странные винтокрылые аппараты по названием "Чёрный ястреб", но с ними, при правильной игре, проблем быть вообще не должно. Заканчивается же вся короткая прогулка тем, что ваш герой (или герои) забираются в черепаший фургон, который почти тут же по неизвестной причине слетает с дороги.

СЦЕНА 5
Фабрика по добыче камня (логово каменных воинов).

Всё время вашей битвы с Гранитором Сплинтер будет беспорядочно дёргаться, безуспешно пытаясь освободиться.
Фургон безнадёжно испорчен, Сплинтера куда-то утащили "крысохваты" - в общем, всё плохо. Придётся навести тут шороху. Первыми, кого вы встретите на уровне, будут "крысохваты". Со времён ваших с ними встреч в канализации ничего не изменилось, поэтому особых проблем не предвидится. Когда доберётесь до территории, где внизу периодически стреляют лазеры, лучше идите поверху - так вы не только избежите ненужных проблем с лазерами, но и сможете легко уничтожить большинство врагов за счёт того, что, появляясь в основном внизу, они будут вынуждены запрыгивать к вам, становясь в этот момент абсолючтно беззащитными. Расправившись с автоматчиками и обычными солдатами, вы повстречаете копьеносцев. С ними отсидеться на возвышении не получится, поскольку броски их копий аккурат будут задевать ваши ноги, поэтому спуститесь и дайте врагам честный бой. Как будто проблем с копейщиками было мало, вам тут же предложат познакомиться с одним из самых неприятных врагов в игре - "аннигиляторами". Они с очень небольшими паузами будут падать сверху, но всё же старайтесь убивать каждую тварь до того, как успеет "вылупиться" следующая - благо, хотя бы кладутся они с одного коронного.
После пары разборок с обычными солдатами вы окажетесь на широкой площадке между двумя зданиями. Ну что, уже напряглись, ожидая встречи с очередным "главарём"? Пока рано - на этот раз к вам пожаловали почти безобидные вертолётики-"москиты". Затем ещё пара сражений с солдатами и вы уже практически в конце уровня. Здесь вас обстреляют некие непонятные установки, перемещающиеся в вертикальной плоскости и ведущие быстрый огонь (в детстве мне почему-то казалось, что они стреляют коробками с замороженной пиццей - тот ещё бред). Скорее всего один-два раза они вас подстрелят (это больше зависит от удачи), но за пару прыжков вы доберётесь до них и сможете, уже не торопясь, поколотить до нерабочего состояния. А вот теперь пришла пора встречи с "главарём" - сержантом Гранитором. Повозиться с ним, конечно, придётся, ибо сержант очень уж здоровый, но и он не бессмертен. Кстати, не забудьте про пиццу, только не торопитесь хватать её сразу, дождитесь, когда ваше здоровье будет основательно подорвано (опять же, если вы уже не пришли сюда с минимальным здоровьем). В итоге Сплинтер будет освобождён, а черепашки продолжат свой путь.

СЦЕНА 6
Дом Сёгуна.

Вражеские солдаты демонстрируют показательные синхронные выступления. Впрочем, один запаздывает.
Этот уровень, наряду с уровнем в Центральном парке, является эксклюзивом для NES-версии игры. И, надо сказать, что над ним поработали очень серьёзно. Если не брать "главарей", то в качественном отношении сил противника это, пожалуй, самый сложный уровень в игре. Из знакомых врагов вас здесь ждут только самые обычные фут-солдаты. Но помимо них вы встретитесь с творениями того самого Сёгуна, из которых как минимум две разновидности уверенно занимают первые строчки в рейтинге сложности обычных врагов игры - это ожившие изображения тигров и механические скорпионы. Ещё одной новинкой станут некие робо-ниндзя, которые неприятны тем, что очень метко метают в вас свои кунаи, находясь в прыжке, поэтому, в идеале, нужно стараться не дать им набрать высоту. Обратите внимание, что на участке уровня с бумажным полом (из-под которого будут выпрыгивать роботы), обычные солдаты почему-то не применяют свой удар в прыжке. На этом участке вас ждёт четыре волны солдат, а затем ещё один неприятный момент с высовывающимися из-под пола бамбуковыми кольями. С ними есть сразу три проблемы: первая - места их появления визуально никак не выделяются, вторая - при любом контакте они откидывают вас назад, а третья - это плохой скроллинг экрана. Теоретически, между рядами кольев есть безопасные места, но из-за плохого скроллинга экрана в них не всегда просто допрыгнуть. В общем, тут сложно давать какие-то предметные советы - это место вам придётся проходить методом собственных проб и ошибок (не то, чтобы вы потеряете тут очень много здоровья, но на этом уровне критичной может стать каждая его крупинка). А вот теперь начинаются самые сложные испытания уровня: сначала пара оживших изображений тигров (забудьте здесь об ударах в прыжке), а затем несколько механических скорпионов (попробуйте запрыгивать им за спину, а затем бить коронным) - именно здесь вы потеряете больше всего здоровья. Затем - ещё несколько волн обычных солдат, партия ниндзя, и перед вами предстанет местный хозяин - сам Сёгун. Если в бою с ним вам будет слишком мешать его голова, попробуйте увести её за собой подальше, а потом вернитесь к врагу. Ну и старайтесь маневрировать не только в горизонтальной, но и в вертикальной плоскости.

СЦЕНА 7
Технодром.

Редкий случай - удалось уложить настоящего Шреддера, предварительно не избавившись от его "двойника".
Ничем особенным вас этот уровень не поразит (если, конечно, не брать трёх подряд битв с "главарями" в концовке) - сложность на нём достигается исключительно экстенсивным путём, то есть, серьёзным наращиванием числа врагов. А вот качественный состав сил противника ничего особенного из себя не представляет - в основном, это будут самые разнообразные фут-солдаты, лишь в паре мест сдобренные "аннигиляторами" и Родни. Пару раз, правда, встретится и кое-что новенькое - вылезающие из-под пола криогенные установки. Они подобны бамбуковым кольям из предыдущей сцены в том, что их не видно до того, как они поднимутся, зато, в отличие от кольев, они прекрасно уничтожаются ударом ноги в прыжке, а, значит, покрытые ими области нужно проходить непрерывно прыгая и на приземлении нанося удар ногой. Примерно посередине уровня, чуть ближе к концу, вам придётся прокатиться на платформе, при этом сверху на вас будут катиться чугунные шары, но уклониться от них очень просто обычным прыжком. После этого вас накормят пиццей, затем ещё несколько битв и... Надеюсь, что вы стояли ближе к верху или низу экрана и вас не зашибло выбитой генералом Трагом дверью. Этот бой не так уж и сложен и во многом напоминает сражение с Гранитором, при том, что и здоровья у Трага поменьше.
После победы над каменным воином вы попадёте в святая святых технодрома, где вам придётся пройти ещё через две, самые сложные во всей игре, битвы. Хорошо хоть, что после победы над Трагом вам восстановят здоровье. Впрочем, это довольно слабое утешение, хоть и лучше, чем ничего. Но вам придётся сначала столкнуться с Крэнгом, которого очень сложно победить, не потеряв пару-тройку жизней. А потом, без всякого перерыва и восстановления здоровья, победить ещё и Шреддера, который хоть и послабее Крэнга, но тоже далеко не подарок. Если всё для вас закончится успешно, то черепашки своевременно уберутся с технодрома, а сам он взорвётся. Однако судьба Крэнга и Шреддера осталась неизвестной, так что ждём от Konami продолжения!

Коды

Да, и на игровых приставках существует такая вещь, как коды, хоть они и менее удобны как в плане ввода, так, возможно, и в плане полезности по сравнению с ПК-играми. Приведённые ниже коды нужно вводить на экране выбора количества игроков, причём делать это нужно довольно быстро, чтобы успеть до запуска демонстрационной версии игры.

- пять раз "Вниз", семь раз "Вправо", В, А, Start - выбор этапа (этап вам предложат выбрать уже после выбора черепашек);

- "Вверх", два раза "Вправо", три раза "Вниз", четыре раза "Влево", B, A, Start - 10 жизней;

- В, А, В, А, "Вверх", "Вниз", В, А, "Влево", "Вправо", В, А, Start - и то, и другое.

Следует отметить, что в версиях игры, где у черепашек изначально больше трёх жизней, эти коды, скорее всего, работать не будут.

Играбельность: ****+(4.5)
Графика: ****+(4.5)
Звук: ****+(4.5)
Интерфейс: *****(5)

ОБЩАЯ: *****