arcade/beat'em up
Konami, 1990-1991


После запуска игры вам предложат выбрать количество игроков: 1 или 2, потом переходите к выбору черепашек.

SCENE 1
Похищение Эйприл.

Итак, в путь! В этом уровне вы встретите простых роботов, роботов с ножами(синие), роботов со звёздочками, роботов с мечами(белые). Обратите внимание на двери, из целых дверей будут появляться обычные роботы. Также они будут выходить из лифтов(сразу после роботов с мечами). В конце уровня вам предстоит встретиться с "бурильщиками": их нужно прыжками прижать к стенке, а потом добить. Затем вы окажетесь в квартире Эйприл. Тут вас ждут 2 робота с мечами и роботы с автоматами(коричневые). Главарь здесь - носорог Рокстеди. Его возможности: автоматная стрельба вперёд и вверх, бешеный бег и удар ногой. Всех главарей лучше убивать ударом ноги в прыжке. После победы появляется Шредер и уносит Эйприл, помешать ему вы не можете.

SCENE 2
Городские улицы.

Неожиданно сложный уровень. Уже в начале из колодца выпрыгивает робот и метает крышку колодца. Следующая неожиданность: робот, выпрыгивающий из окна. Потом вы подойдёте к уличному видеоэкрану и увидите колонку и железный столб. Столб можно сбить, а у колонки выбить крышку. Вы можете использовать это в своих целях. Учтите: из всех канализационных люков будут появляться роботы.Затем берегитесь роботов со взрывчаткой, внешне они ничем не отличаются от обычных, но... Подойдя к магазину, вы увидите пиццу, однако не спешите её брать, лучше подождите до конца драки. Взяв пиццу, которая восстановит всю энергию, спускайтесь вниз и не пожалейте человека на скейте, всё-таки каждые 200 убитых дают дополнительную жизнь. Затем идите вниз, из окон будут выпрыгивать роботы. У белых роботов будут бумеранги. Спустившись, вы увидите рекламу пиццы. Пройдите под первым плакатом и прижмитесь к стене. Плакаты упадут. Дальше не будет ничего интересного, пока не дойдёте до главаря - кабана Бибопа. Его возможности: лучевая стрельба, бешеный бег, удар рукой. После победы вы прыгаете в колодец(не сами).

SCENE 3
Канализация.

Лёгкий уровень. В начале из воды выпрыгивают 2 обычных робота, а, пройдя немного вперёд, вы встретите роботов с ножами. Следующими вашими гостями будут роботы с кувалдами, берегитесь их ударов, здесь главное - скорость. Убив следующих 2-ух роботов, входите в воду: в вас запустят 12 ракет, что равносильно 12 PTS. Затем вас ждут крысохваты: здесь нужно прижаться к стенке, из которой они выползают, и убить их коронными. Далее вы встретите роботов с кувалдами и с мечами и снова партия крысохватов.Подойдя к лазерной решётке и убив двух роботов, спускайтесь в воду за очередной порцией ракет. Если не хотите лишних проблем с решёткой - просто пройдите по воде. Потом будут роботы с мечами и крысохваты. И, наконец, роботы с ножами. Главарь тут Бакстер Стокман, управляющий аппаратом, который сбрасывает крысохватов. Крайне лёгкий. Кстати, между сценами Шредер пообещает отведать черепашьего супа. Ну-ну, оптимизм - это хорошо.

SCENE 4
Зимний Манхэттэн.

Вы отстали от жизни. На улице зима! Но это не просто зима, это работает синтезатор погоды Крэнга. Нужно спасти город! В начале уровня на вас будут падать градины(размером с добрый булыжник), а потом вас встретят простые роботы. Этот уровень проходите, прижавшись к верху экрану, а то снегоочистители то и дело хотят вас загрести. Ещё из неожиданностей вас ждут снеговики со скелетом пальмы, пускающие ракеты. Поджидать они вас будут рядом с пиццерийными лотками. В общем, если увидите надпись "PIZZA HUT", то ждите неприятностей. Белые роботы будут кидать в вас снежки(актуально зимой)! Главарь в этом уровне волк-мутант. Его возможности: удар рукой(точнее, лапой), а также он ловит градины и кидает в вас. Довольно сложный! После победы вы разбиваете синтезатор погоды. Весна пришла!

SCENE 5
Освобождение Эйприл.

Вначале вас ждут простые роботы, против них можно использовать заградительные шипы. Затем вас ждут роботы с мечами, здесь можно взорвать бочку. Далее против простых роботов можно использовать дорожный знак. Возле машины вас ждут роботы с ножами, а затем очередная бочка. Следующая цветная машина поедет: нужно вовремя прыгнуть! Следующая коричневая машина также рванёт с места. Ударив по следующей бочке, быстро отходите - роботы выпрыгнут из фургона. Главарь тут Бакстер Стокман - великая муха. Его возможности: огонь звёздочками, укус.

SCENE 6
На мосту.

Вначале вас ждут роботы с ножами, а потом копьеносцы - очень опасные противники. Этот уровень, как и четвёртый, проходите, прижавшись к верху экрана, дабы не угодить под колёса лихих водил. Берегитесь роботов с бомбами, дождитесь, когда они их сбросят, и лишь тогда вступайте в битву. Не упустите случая: на рокерах можно набить сколько угодно PTS. В конце этапа вас будут пытаться закидать шинами, которые можно отбивать.

SCENE 7
Сражение на скейтах.

Вертолёты лучше убивать прыжками, но можно встать под ними и делать коронные. Этот уровень лёгкий и весьма короткий, так что в подробных описаниях не нуждается. Просто привычно убивайте роботов и всё.

SCENE 8
Похищение Сплинтера.

Вначале вас ждут крысохваты и простые роботы. Затем не попадайте под лазерные лучи. После копьеносцев сверху начнут падать предметы, превращающиеся в существ, стреляющих лазерными импульсами.Постарайтесь убивать предыдущую тварь, пока не появилась следующая. Далее идут роботы и бочки, а затем маленькие вертолётики. В конце уровня есть два механизма, стреляющие замороженной пиццей. Доберитесь до них прыжками и побейте, пока они не замрут. Главарь здесь - великий каменный воин. Его возможности: удар рукой, выстрел огнём. Старайтесь взять пиццу как можно позже, когда у вас останется 2 или даже 1 LIFE.

SCENE 9
В поисках технодрома.

Это очень сложный и нестандартный уровень. Вначале вас ждут простые роботы, а вот затем замотанные в кошмарные лохмотья ниндзя с непропорционально длинными руками. Мало того, что эти парни прекрасно прыгают и владеют ножами, так и убиваются только с двух коронных, а не с одного, как различные роботы. Расправившись с этими ниндзя, а затем с несколькими волнами простых роботов, появляющихся из дверей и из-под пола, вы столкнётесь с выползающими из-под земли шипами. Прыгайте, но аккуратно!Миновав шипы, вы должны будете принять бой с двумя подряд леопардами. Есть два способа убивать этих кошек: либо после каждого удара отходить назад и сбивать хищника на его прыжке, либо наоборот после каждого удара подходить и наносить новый удар, не давая прыгать. И забудьте про собственные удары в прыжке - только зря потеряете энергию. Расправившись с животными и пройдя чуть дальше, встречайте скорпионов - самый неприятный сюрприз уровня. Эти твари очень мощно атакуют и вблизи, и на дистанции, а на их успокоение вам понадобится три коронных. Совет один: подбирайтесь к врагам, используя прыжки, и бейте коронным. Победив скорпионов и, наверняка, потеряв много энергии, идите дальше, попутно ликвидируя уже знакомых ниндзя и роботов. Так и доберётесь до главаря - ужасного робота-самурая. Избегайте его ударов, но особенно опасайтесь отделяющейся головы: она неуязвима, бьёт очень сильно и затрудняет проведение ударов в прыжке, однако тактика борьбы остаётся прежней. Не забудьте про пиццу.

SCENE 10
Технодром.

По пути к главным сражениям этого уровня ничего особо нового, кроме не очень опасных криогенных установок(постоянно прыгайте с ударом) вы не встретите. Упор сделан на количество врагов, которое иногда кажется неограниченным, но поверьте - это не так. Основное своё внимание я остановлю на главарях - в конце вам придётся убить трёх главных негодяев подряд. Итак, уничтожив роботов с кувалдами, а за ними последних простых роботов, прижмитесь к верху или низу экрана, так как глава каменных воинов - генерал Трак с дверью церемониться не будет. Боевые возможности Трака не особо велики(удар рукой и стрельба ракетами), но он очень здоровый, так что здоровье вашей черепашке он подорвать успеет. Победив Трака, вы попадаете в главное помещение технодрома и сходитесь в поединке один на один с самим Крэнгом. Это настоящий монстр: он ведёт стрельбу ракетами и лазером, а избежать его пинка практически невозможно. Если вы одолели Крэнга и у вас осталось хотя бы три жизни, то у вас есть шансы победить, в противном случае это будет очень и очень сложно. Последним врагом в игре является, естественно, Шредер. Вообще-то, он слабак, и поэтому использует пару нечестных приёмов: раздвоение и луч осколка глаза Сарната, кроме того, может мечом стукнуть. Особенно опасен луч: он сразу отнимает ЖИЗНЬ! Если заметите, что какой-то из Шредеров начинает резко отходить, то прикидывайте, где вы можете избежать действия луча и прыгайте туда. После тяжёлой победы вы выберетесь из технодрома, который затем благополучно взорвётся. Однако, Крэнг сбежал, да и что стало со Шредером, тоже точно неизвестно. Так что ждём третью часть.

Экран

Разберёмся с информационным табло в верхней части экрана. На квадратном контуре обозначено имя черепашки(LEO, RAPH, MIKE, DON).
LIFE - количество жизненной энергии(с потерей последней точки теряется жизнь);
REST - количество неначатых жизней;
PTS - количество убитых вами врагов(убитые с помощью знаков, бочек и т.п. не в счёт). Каждые 200 дают дополнительную жизнь.

Кнопки

А - прыжок;
В - удар;
А,В - удар в прыжке;
А+В - коронный удар;
Стрелки D-pad'а - перемещение в соответствующем направлении.

Советы

- Старайтесь использовать подручные средства уничтожения врагов лишь в крайнем случае, так как каждый PTS может оказаться критическим;
- При выборе черепашек берите Донателло, так как он очень хорошо держит удар, когда остался 1 LIFE(однажды в 9-ой сцене меня били три раза на последней единице энергии, но так и не добили);
- Если у вас осталось мало энергии, активнее маневрируйте и старайтесь избежать окружения.

Секреты

1. Наберите 197-199 PTS и дайте себя убить, а потом выберите Continue. Вы начнёте с самого начала, но количество PTS сохранится. Убейте нескольких врагов, и у вас будет 9 жизней.
2. Если одновременно нажать на центр D-pad'а и кнопку прыжка, то ваша черепашка исчезнет с экрана. В это время её можно перемещать в горизонтальной плоскости. А один раз при игре на двух человек наблюдался следующий интересный баг: после такого нажатия моя черепашка оказалась в районе информационной части экрана и я смог управлять последним недобитым во время драки роботом.

Коды

Здесь я хочу привести некоторые коды, которые у меня, впрочем, не работали. Вводить их надо на экране выбора количества игроков:

- пять раз "Вниз", семь раз "Вправо", В, А, Start - выбор этапа;

- "Вверх", два раза "Вправо", три раза "Вниз", четыре раза "Влево", B, A, Start - 10 жизней;

- В, А, В, А, "Вверх", "Вниз", В, А, "Влево", "Вправо", В, А, Start - и то, и другое.

Важное примечание: на самом деле, вся фишка в том, что в своё время у меня оказалась крякнутая версия игры, в которой у черепашек изначально было по 8 жизней, в ней коды не работали. В оригинальной версии у черепашек изначально всего по 2 жизни и в этой версии коды прекрасно работают.

Играбельность: ****+(4.5)
Графика: ****+(4.5)
Звук: ****+(4.5)
Интерфейс: *****(5)

ОБЩАЯ: *****