fighting
Konami, 1993

Главный злыдень безосновательно считает себя самым крутым.
Эту игру компания Konami выпустила в 1993 году, уже на закате жизненного цикла приставки NES (хотя в нашей стране она под маркой "Dendy" только появлялась). Неудивительно, что разработчики смогли выжать из консоли максимум от её возможностей и даже немного больше. В результате на свет появился, вероятно, лучший файтинг для восьмибитных приставок - Teenage Mutant Ninja Turtles: Tournament Fighters. Завязка у игры проста до безобразия: Шреддер, наконец-то отбросив всякие хитрости и уловки, вызывает черепашек на поединок, чтобы раз и навсегда выяснить, чьё кунг-фу круче. Помимо четырёх черепашек и самого Шреддера в турнире также принимают участие приятель черепашек уличный мститель Кейси Джонс и Хот-Хед - бывший пожарный, случайно освободивший дух самурая-дракона и сам превратившийся в драконоподобное существо (в отличие от всех остальных героев игры, Хот-Хед относительно оригинальный персонаж, хотя его дизайн и история почти полностью основаны на персонаже серии комиксов про черепашек от компании Archie Comics - Чу Си (Chu Hsi) (именно эти комиксы у нас в 90-х переводились и издавались "Махаоном")).

Основное меню

- STORY - основной пункт меню. После его выбора вам предстоит одной из четырёх предложенных черепашек последовательно победить шестерых остальных противников. В случае вашего поражения вам будет предложено продолжить игру(Continue) и начнёт тикать таймер обратного отсчёта. Если желаете попытать счастья ещё раз, то жмите Start, и вы вновь попадёте на экран выбора черепашек, в противном случае вы вернётесь в основное меню. После трёх первых боёв вам также будет предложен бонус-раунд, в котором нужно за отведённое время уничтожить все стенки. При неудаче на бонус-этапе вы просто не получите дополнительных очков, но игра продолжится.
Донателло в действии.
- VS PLAYER - позволит вам подраться против товарища.
- VS CPU - тренировочные поединки с компьютером. Сначала вы выбираете бойца себе, потом компьютеру. После этого вы переходите в экран выбора арены боя, выбор осуществляется кнопками "Влево" - "Вправо", предлагается 4 возможных места проведения боя: Канализация(Sewer), Центр города(Downtown), Пиратский корабль(Pirate ship) и красивейшее место на фоне ночного Манхэттэна и статуи свободы(Water front). Если же на данном этапе вы нажмёте "Вверх" или "Вниз", то перейдёте к коррекции силы бойца: можно установить от 1 до 7(изначально 4), этот показатель влияет на наносимый урон и на сопротивляемость к нему.
- TOURNAMENT - этот пункт позволит вам провести турнир, который начинается со стадии полуфиналов. Переключателем MAN/CPU вы выбираете, человек или компьютер будет управлять данным бойцом, затем для человека вы можете ввести имя(не более 4 символов), а уж потом вы будете выбирать собственно бойца. Для того, чтобы в этом режиме форсировать окончание боя с участием двух компьютеров, нажмите Select.
- OPTIONS - опции игры. Здесь вы можете установить сложнось(Difficulty): низкую(Easy), нормальную(Normal) и высокую(Hard), прослушать звуки и музыку игры(BGM), установить скорость игры: нормальную(Normal) или высокую(Turbo) и, наконец, задать время раунда(45, 60, 99 секунд или бесконечность(в последнем случае вы не будете получать бонуса по времени после победы)). Exit - это выход в основное меню. Имейте в виду, что выбранные опции действуют для всех режимов игры.

Экран

В верхней части экрана во время боя расположено информационное табло. В его центре находится таймер, который отсчитывает время до конца раунда(если вы в опциях не выставили бесконечность), по бокам от таймера расположены две шкалы - это показатели жизненной энергии, чем больше на шкале красного, тем ближе к смерти данный персонаж. Над шкалами жизненной энергии располагаются имена бойцов, чуть выше указывается, кто управляет данным персонажем - первый игрок (1P), второй игрок (2P) или компьютер (CPU), а также число набранных очков (для игроков-людей), наконец, по бокам от шкал жизненной энергии появляется нечто вроде букв "V" - это количество выигранных раундов(битва продолжается до победы в двух раундах одного из бойцов).

Кнопки

А - удар ногой;
B - удар рукой;
А (когда противник в воздухе) - противовоздушный удар ногой;
Акробатический этюд в исполнении Кейси. Допрыгнуть головой до таймера - ему раз плюнуть.
B (когда противник в воздухе) - противовоздушныый удар рукой;
"Вверх" - прыжок;
"Вниз" - присесть;
"Вперёд", "Назад" - движение в соответствующем направлении;
Вплотную "Вперёд"+В - бросок;
2 раза "Вперёд" - бег;
2 раза "Назад" - быстро отступать назад;
"Вверх"+А - удар ногой в прыжке;
"Вверх"+В - удар рукой в прыжке;
"Вперёд"("Назад")+"Вправо"("Влево")+А(В) - прыжок в соответствующем направлении с ударом;
"Вниз"+А - удар ногой в приседе;
"Вниз"+В - удар рукой в приседе;
"Назад" (во время удара соперника) - верхний блок;
"Вниз"+"Назад" - нижний блок;
"Вниз"+В (над упавшим шариком) - взять шарик;
"Вниз", "Вперёд"+В - бросить шарик(если он у вас есть).

Персонажи

Прежде, чем переходить к мини-разбору каждого из бойцов, позвольте сказать несколько общих слов. Персонажи в игре отличаются скоростью передвижения, высотой прыжков, силой базовых атак и здоровьем. Кроме того, несколько разнятся сила бросков и сила метания шарика, но не для каждого персонажа в отдельности, а для трёх разных групп. Первую составляют все четыре черепашки, вторую - Кейси, третью - Хот-Хед и Шреддер. Кстати, давайте уж заодно разберёмся, о каком это шарике постоянно идёт речь? Когда до конца раунда остаётся менее 25 секунд или когда у одного из бойцов остаётся мало здоровья (тут не знаю - то ли меньше половины, то ли меньше трети), то на арену по воздуху прилетает некий небольшой аппарат (внутри, кстати, сидит Сплинтер) и сбрасывает небольшой красный шарик. Любой боец может его поднять (при этом он помечается снизу мигающей красной стрелкой), а затем метнуть в противника в виде своеобразного энергетического выстрела. Такой выстрел отнимает очень приличное количество здоровьяи вполне может стать решающим аргументом в бою. Однако, владелец может и запросто лишиться шарика, пропустив любой достаточно сильный приём (который приводит к падению), либо вообще получив любой удар, находясь в воздухе.
Леонардо: самый средний боец: не обладает ни большой силой, ни высокой ловкостью, здоровье тоже на среднем уровне. Как и все черепашки, Леонардо умеет делать полёты(2 раза "Вперёд", А(В)). Вместо удара ногой в приседе Леонардо делает подкат, который, в большинстве ситуаций, гораздо хуже - после его выполнения вы наверняка нарвётесь на бросок. Однако, такой подкат позволяет прокатываться под некоторыми высокими приёмами (полёты черепашек, верхний шарик Микеланджело) и неплох в качестве добивающего приёма. Наконец, коронным приёмом Леонардо является удар ногой во вращении("Вниз", Назад"+А).
Рафаэль: чуть-чуть посильнее и побыстрее Леонардо, не уступает ему и в плане здоровья, да ещё и обычные удары наносит с небольшим продвижением вперёд. Вместо броска Рафаэль делает своеобразный захват и кусает противника. Основная проблема этого захвата - урон от него нестабилен (похоже, захваченному можно уменьшить урон (точнее, продолжительность захвата), быстро нажимая кнопки ударов). Также Рафаэль владеет своим коронным приёмом - полётом в горизонтальной плоскости с вращением(Держать "Назад", потом "Вперёд"+В или "Вниз"+"Назад", Вниз"+"Вперёд"+В). И Леонардо, и Рафаэль запускают шарик самым стандартным образом - по прямой в виде круглого энергетического шара на средней высоте.
Микеланджело: по силе базовых атак не хуже Леонардо, но слаб здоровьем, зато по скорости и прыгучести из всех персонажей уступает только Кейси. Кроме того, Мика отличает вариативность при исполнении коронного удара - полёта двумя ногами вперёд ("Вниз"+"Назад", "Вниз"+"Вперёд"+А), либо вверх("Вниз"+"Назад", "Вниз"+"Вперёд"+В). А ещё Микеланджело умеет кидать шарик как поверху ("Вниз"+"Вперёд"+B, причём, шарик летит выше, чем у Лео и Рафа и неплохо достаёт прыгунов), так и понизу, так, что от него спасает только нижний блок или прыжок("Вниз"+"Вперёд"+А). Дерясь за Мика, больше прыгайте и старайтесь бросать противника.
Донателло: посмотреть по базовым характеристикам, так Дон - самый слабый боец в игре. У него и скорость низкая, и прыгучесть (хуже - только у Хот-Хеда), и базовые атаки самые слабые в игре (наряду с Кейси), только здоровье не подкачало, но Хот-Хеду и Шреддеру он по этому показателю всё равно уступает. Компенсировать все эти слабости призваны две вещи. Во-первых, очень опасный коронный - удар ногой в полёте во вращении("Вниз"+"Назад", "Вверх"+А), который имеет неплохие шансы "перебить" любой встречный удар (при определённой удаче - даже серию Шреддера), да и вообще является очень коварным. Во-вторых, это умение Донателло бросать шарик в любой момент, в любой позиции, в том числе, и в воздухе. По сути, выполнение абсолютно любого приёма Донателло может отменить в бросок шарика, поэтому он весьма опасен в концовках раундов. В целом же, Доном лучше играть от обороны, в буквальном смысле реализуя "черепаший" стиль игры в файтингах.
Кейси: самый слабый (как в плане базовых атак, так и в плане здоровья) и одновременно самый быстрый и ловкий персонаж. Очень высоко прыгает. Кроме того, его бросок сильнее, чем у черепашек, а по силе броска шарика он вообще не имеет равных! При этом, шарик он бросает по хитрой траектории, которая сначала идёт примерно параллельно земле, а затем уходит вверх, что может стать неожиданностью для пытающегося отпрыгнуть оппонента. Кейси владеет двумя коронными: некий ураган("Вниз"+"Вперёд", "Вниз"+"Назад"+В), который на короткое время ещё и обездвиживает противника, и удар клюшкой("Вниз"+"Назад", "Вверх"+В). Играя за Кейси, максимально используйте его подвижнось. Например, Хот-Хеда вообще можно забросать, не дав тому ничего сделать (это, однако, верно только для игры против компьютера).
Хот-Хед: самый физически сильный боец, самый здоровый, но о-очень медленный. Прыгает вроде бы тоже не важно, но, с другой стороны, его удар рукой в прыжке обладает очень хорошей досягаемостью, а противовоздушный удар ногой (который осуществляется головой) просто не позволит кому-либо (даже Кейси!) его перепрыгнуть. Как и у Кейси, у Хот-Хеда есть два коронных удара: падение сверху(в прыжке "Вниз"+А(В)) и выдыхание огня("Вниз"+"Вперёд"+А). Особые отношения у дракона и с шариком. Во-первых, он, в отличие от всех остальных бойцов, не умеет подбирать его в воздухе, во-вторых, он запускает его по хитрой зигзагообразной траектории с рикошетами от пола и потолка арены, поэтому в некоторых случаях (попадая в ноги) шарик пробивает верхний блок, наконец, в-третьих, Хот-Хед держит шарик во рту и поэтому в момент обладания им не способен выдыхать огонь.
Шреддер: второй по силе и здоровью персонаж в игре, скорость - на уровне Леонардо, прыжки и того хуже. При всём при этом у Шреддера удобная техника ударов и хорошие коронные: страшнейшая серия ударов(В, В, B (быстрые нажатия)) и запускание огня по полу("Вперёд", "Вниз"+В). Правда, когда он наносит заключительный удар серии, он становится открыт большинству коронных ударов, так что осторожнее. Кстати, что касается огня, то при его столкновении с другим таким же или с огненным дыханием Хот-Хеда оба огня взаимно нейтрализуются. Что касается тактики борьбы против Шреддера, управляемого компьютером, то: Леонардо применяйте подкат, а потом бросайте гада (почему-то компьютерный Шреддер очень любит уходить в нижний блок от подката, а потом позволяет сибя кинуть); Рафаэлем, Микеланджело и Донателло бейте Шреддера коронными на исходе его серии, также старайтесь Рафом применить захват; для Кейси тактика боя едина против всех: скорость, прыжки, броски и коронные; Хот-Хедом против Шреддера драться довольно трудно, используйте блок и чаще запускайте огонь.

Секреты

Всё-таки одной из самых прикольных (другого слова никак не подберу) вещей в консольных играх девяностых было обнаружение разных сюрпризов и недокументированных возможностей. Это сейчас к нашим услугам интернет, а большинство самых явных проколов со стороны разработчиков оперативно патчится, а тогда, найдя в игре что-нибудь интересное и нестандартное, можно было испытать чувство невероятной эйфории, а потом ещё с понтом рассказать об этом друзьям. Ряд подобных особенностей есть и в данной игре.
Поверь глазам своим!
Как подраться Хот-Хедом против Хот-Хеда? Изначально разработчики хотели вставить в игру подобную возможность, однако из-за больших размеров персонажа они столкнулись с определёнными аппаратными ограничениями и в итоге убрали из игры вариант сражения двух драконов. Но не до конца. Возможно это только в режиме VS CPU. Сначала выберите компьютеру Хот-Хеда, а себе любого другого бойца. После боя, вне зависимости от результата, выберите Rematch и возьмите себе Хот-Хеда, а рамка выбора компьютера так и останется на нём. Деритесь на здоровье, но не удивляйтесь неприятным графическим артефактам.
Неуязвимость Кейси. Кейси можно сделать абсолютно неуязвимым для любых атак противника (они просто перестают регистрироваться), но это не так просто в реальном бою. Вам нужно, чтобы Кейси попал в нокдаун (нужно в короткое время пропустить пару-тройку ударов, чтобы персонаж зашатался (попадание в ураган другого Кейси нужного эффекта не даёт!)), а как только это произойдёт, тут же ввести комбинацию для урагана. Если всё будет сделано правильно, то Кейси сразу же сделает свой ураган и станет неуязвимым. Чтобы вернуть ему уязвимость, нужно бросить противника или сделать удар клюшкой.
Неуязвимость Донателло. По идее, трюк с Донателло проделать проще, ведь не нужно попадать в нокдаун, но очень долгое время я так и не знал, как он делается. А делается всё так: для начала вам нужно подобрать шарик, а после этого (самое сложное!) сделать коронный и тут же, резко, выбросить шарик. Если всё будет сделано достаточно быстро, то Дон совершит феноменально высокий для себя прыжок, в его верхней точке выбросит шарик, а по приземлении окажется неуязвим. Чтобы к Донателло вернулась уязвимость, бросьте противника. (За данную информацию я от всей души благодарю человека под ником "Про Игрок" с форума emu-land.net).

Играбельность: *****(5)
Графика: *****(5)
Звук: *****(5)
Интерфейс: *****(5)

ОБЩАЯ: *****