arcade/platformer
Capcom, 1990
Так получилось, что пик популярности приставки "Dendy" в нашей стране практически совпал с первым появлением на телеэкранах отечественных каналов диснеевских мультфильмов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что игры с участием полюбившихся мультгероев также получили широкое распространение среди играющего населения того времени. Одной из таких игр была и "Chip'n Dale Rescue Rangers" с героями мультсериала, шедшего в отечественном прокате под названием "Чип и Дейл спешат на помощь".

Команда спасателей

Для тех, кто по какой-то причине не знаком с главными героя сериала (как вы тогда вообще сюда попали?), я приведу краткую характеристику персонажей. Впрочем, возможно, и кому-то из тех, кто "в теме", будет полезно или интересно освежить свою память.
Чип
Чип (Chip) - бурундук, лидер команды спасателей и один из двух главных героев игры. Любитель детективной и приключенческой литературы, особенно, персонажа по имени Шерлок Джонс (этакий симбиоз Шерлока Холмса и Индианы Джонса). Чип весьма умён и, как правило, к любому делу подходит со всей серьёзностью, из-за чего нередко ссорится с Дейлом, которого считает чересчур легкомысленным. Кстати, широко распространённое мнение о том, что Чип и Дейл являются братьями, опровергал один из создателей мультсериала Тэд Стоунс. По его словам, они просто друзья.
Дейл
Дейл (Dale) - ещё один бурундук и второй из двух главных героев игры. В отличие от Чипа, Дейл очень легкомыслен и любит повеселиться, а Чипа считает несколько занудным, из-за чего у них нередки ссоры. Вместе с тем, однако, Дейл очень добр и готов на многое для своих друзей. Судя по всему, имена двух главных героев обыгрывают фамилию знаменитого мастера-мебельщика Томаса Чиппендейла.
Гайка
Гайка (Gadget) - молодая мышь, главный технический специалист команды, а по совместительству и пилот. Именно ей принадлежит авторство транспортного авиасредства спасателей. Является объектом любовных воздыханий со стороны как Чипа, так и Дейла, но техника стоит для неё на первом месте. В игре присутствует, в основном, как-то за кадром, выдавая разные подсказки между уровнями.
Рокфор или Рокки
Рокфор или Рокки (Monterey Jack, Monty) - Могучий Австралийский Мыш (я настаиваю именно на таком написании). Олицетворяет в команде грубую физическую силу. Легко впадает в ярость, если кто-то угрожает его друзьям, и не прочь подраться даже с оппонентами, заметно превосходящими его в размерах. Недостатками Рокки можно назвать его панический страх перед котами, а также непреодолимую тягу к сыру - как только он почувствует его запах, то тут же впадает в некое подобие транса и становится совершенно невменяем. Впрочем, несмотря на всё это, Рокфор является важной частью команды, и если его друзья в беде, то его не остановят ни сыр, ни коты. К сожалению, в игре Рокки появляется лишь пару раз и значительной роли не играет.
Вжик
Вжик (Zipper) - типичный для Диснея персонаж - мелкая муха (мух, опять же), не умеющая разговаривать (хотя Рокки как-то понимает его жужжание), обладающая вагоном добродетелей и зачастую в последний момент выручающая весь отряд. В силу своих невеликих размеров служит отличным разведчиком и инфильтратором. Самый полезный из неигровой троицы спасателей - встретивший его персонаж будет на небольшое время защищён от любого ущерба (хотя может погибнуть, провалившись вниз), а помимо этого Вжик будет самостоятельно ликвидировать встреченных на пути врагов.

Общая концепция и управление

Вообще, "Чип и Дейл" - типичнейший аркадный платформер, представитель самого, пожалуй, популярного и распространённого на восьмибитных платформах жанра. А это значит, что вам предстоит много прыгать, а также сражаться с различными врагами, либо избегать их. Следует отметить, что прыжковая и "боевая" части в "Rescue Rangers" очень удачно сбалансированы, к тому же, разработчики не стали их намеренно переусложнять, сочиняя хитрые каскады прыжков или делая главных героев не очень послушными управлению.
Для борьбы с врагами Чип и Дейл используют разные подручные предметы, вроде ящиков, яблок или стальных коробок. Как правило, их можно или кидать во врагов или прятаться в них. Если вы умудритесь броском поразить самого себя или своего партнёра, то пострадавший персонаж будет на пару секунд обездвижен и не сможет выполнять никаких действий, пока над его головой кружатся звёздочки. Большинство противников опасны только при непосредственном контакте, однако, некоторые всё же используют различные метательные приспособления или что-то в этом роде. На всё, про всё у каждого героя имеется по три "сердечка", отображающих их уровень здоровья. Любой контакт с противником или ещё чем-то вредоносным ведёт к потере одного "сердечка". При этом, однако, пострадавший герой на несколько мгновений (пока мигает) становится неуязвимым, что можно использовать, чтобы преодолеть какое-то опасное местечко. Потеря последнего "сердечка" означает гибель персонажа. При этом, в режиме игры для одного игрока вам придётся начинать текущий уровень (точнее, подэтап, т.к. большинство уровней в игре состоит из двух подэтапов, не считая финальной арены сражения с "боссом") сначала (если, конечно, у вас ещё остались в запасе "жизни"). Каждый персонаж изначально обладает всего двумя "жизнями", но их количество можно увеличить по ходу игры. При гибели персонажа одна "жизнь" теряется. Если "жизней" у вас не осталось, это означает окончательное поражение, и игру придётся начинать с самого начала. Помимо очевидных врагов спасателей подкарауливают и различные другие опасности (вроде кактусов, оголённых проводов или канцелярских кнопок), контакт с которыми также ведёт к потере одного "сердечка". Но самое неприятное, что может случиться с отважными бурундуками - это падение в какую-нибудь "пропасть", которые иногда встречаются на уровнях. Такое падение сразу ведёт к потере "жизни", независимо от того, сколько у вас ещё было "сердечек" в запасе.
В конце большинства (но не всех) уровней вас ожидает сражение с "боссом". Оно происходит на отдельной замкнутой арене, а вашим оружием становится резиновый красный шар, который невозможно потерять, в отличие от всех остальных предметов, используемых в качестве оружия. В большинстве сражений с "боссами" есть какая-то хитрость, которая позволит вам победить достаточно легко, так что основной задачей становится найти её. После победы над "боссом" или завершения уровня вам позволяют пройти своеобразный бонус-этап, на котором разбросано несколько ящиков, скрывающих разнообразные призы. Здесь частенько можно раздобыть лишнюю "жизнь", как правило, скрывающуюся под центральным верхним ящиком.
После прохождения первого уровня (зона 0) вы получите своеобразную "карту", по которой сможете перемещаться между уровнями. Таким образом, некоторые уровни могут являться необязательными для прохождения игры, но, при желании, вы можете посетить каждый уровень в игре. Сами уровни на карте обозначены буквами латинского алфавита и носят внутриигровое название "зоны".
Игра вдвоём имеет несколько отличительных нюансов. В частности, вы в состоянии брать своего партнёра на руки и нести его, как какой-нибудь ящик. При этом, переносимый персонаж неуязвим для врагов, пока его не выпустили. Это может быть полезно, например, когда один из персонажей вызвал Вжика, когда нужно проделать ряд непростых прыжков или когда у одного из персонажей осталось мало здоровья. К сожалению, если переносящий товарища персонаж получит урон, то автоматически выпустит своего коллегу из рук, что может привести к неприятным последствиям. Второе (и очень важное) отличие состоит в том, что когда кто-то из персонажей теряет "жизнь", он тут же появляется на месте действия, причём, парящим на воздушном шарике. При этом во время перемещения на шарике (которое, однако, длится буквально несколько секунд) персонаж абсолютно неуязвим. Более того, если подгадать так, чтобы персонажи лишились "жизни" друг за другом (но не одновременно!), то на шариках можно легко преодолеть какую-то особо сложную часть уровня. Если же всё-таки персонажи погибнут одновременно, то тут ничего не поделаешь - придётся начинать уровень сначала. А теперь давайте, всё же, поговорим об управлении:

 

"Влево", "Вправо" - движение персонажа в соответствующем направлении;
"Вниз" - пригнуться - достаточно бесполезное движение;
"Вниз" (с ящиком или стальной коробкой в руках) - спрятаться в ящике/коробке - очень полезная вещь, позволяет укрыться от врагов или их снарядов, правда ящик при контакте теряется (коробка не теряется, но перестаёт находиться в вашем владении и её нужно будет подбирать снова);
A - прыжок - удерживая при прыжке "Влево" или "Вправо" получите прыжок в соответствующем направлении;
"Вниз"+A - спрыгнуть вниз - возможно не везде, например, нельзя прыгать вниз с ленты транспортёра на последнем уровне;
B - взять в руки предмет/товарища;
В (с предметом/товарищем в руках) - бросить предмет/товарища - броски различных предметов - это основное средство борьбы с врагами, бросок производится по горизонтали в направлении взгляда, бросок можно совершать и в прыжке;
"Вверх"+B (с предметом/товарищем в руках) - бросить предмет/товарища вертикально вверх - наиболее часто применяется в сражениях с боссами;
"Вниз"+B (с ящиком в руках) - бросить ящик по низу;
"Start" - пауза;
"Select" - открывает информационный экран, на котором указано количество собраных персонажами цветов, звёзд и оставшихся "жизней";

Полезные предметы и призы

В этой главе будут перечислены предметы, так или иначе помогающие спасателям бороться с врагами, а также призы, усиливающие главных героев или дающие ещё какие-то бонусы.

 

Ящик
Ящики - основное средство борьбы с врагами. Их можно либо бросать в противников, либо прятаться внутри. Некоторым врагам будет мало одного попадания, но, спрятавшись в ящике, вы даже таких соперников ликвидируете сразу. Кроме того, в ящиках можно прятаться и от вражеских выстрелов/метаний (хотя стреляющих врагов в игре очень мало). К сожалению, ящик - штука одноразовая, и, вступив в контакт с противником или вражеским снарядом, он исчезает.
Блок
Стальные коробки (в своё время мы с братом называли их "блоками") - своеобразная альтернатива ящикам. Их тоже можно бросать и в них тоже можно прятаться. Основных отличий два: коробки - многоразовые, они не исчезают, уничтожив противника, а, кроме того, они тяжёлые, и бросать их можно только буквально перед собой. В общем, лучшей тактикой с применением коробок кажется неспешное продвижение и укрывание в них в случае опасности. Ещё одним применением коробок является строительство своеобразных "лесенок", так как эти "блоки" можно составлять друг на друга (причём, можно безо всякой опаски убирать коробки из основания "лестницы" и перекидывать наверх - конструкция не обрушится). Наконец, с коробками связан ещё один любопытный момент - если поставить персонажа строго под коробкой или несколькими, поставленными друг на друга, а затем нажать "прыжок", то персонаж как бы просочится через коробку(-и) и окажется наверху. Хотя особой практической ценности последний момент не имеет.
Яблоко
Яблоки - это своеобразное оружие массового поражения. Прятаться в них нельзя, их можно только бросать, но зато, в отличие от ящика, яблоко не пропадает, столкнувшись с первым же врагом на своём пути, а продолжает свой полёт до конца экрана, снося всех встречных. Серьёзный недостаток яблока в том, что оно очень тяжёлое, и несущий его персонаж сильно теряет в высоте прыжка, если он только не усилен специальным призом (см. ниже).
Полено
Полено - полный аналог яблока. За всю игру встречается только один раз - в зоне E (весьма экспериментальная зона, надо сказать).
Взрывчатка
Взрывчатка очень похожа на яблоки. Принципиальных отличий, пожалуй, всего два: она не такая тяжёлая и не ограничивает прыгучесть, а если долго держать её при себе (4-5 секунд), то она взорвётся прямо в руках, нанеся повреждения уже не врагам, а вашему герою.
Резиновый красный шар
Резиновый красный шар - только и исключительно средство борьбы с "боссами". Соответственно, и встречается лишь на аренах, где происходят сражения с главными негодяями. Потерять его невозможно, пределов экрана шар не покидает. Даже наоборот, он упруго рикошетит от краёв, отлетая обратно. Иногда это можно даже использовать как дополнительное преимущество в сражении. Спрятаться в шаре, естественно, нельзя, на прыгучесть он тоже никак не влияет.
Жёлудь
Жёлудь - очень полезный приз, он восполняет одно потерянное персонажем сердечко.
Мигающий жёлудь
Мигающий жёлудь - такой жёлудь встречается несколько реже, но восполняет здоровье персонажа до максимума (т.е., до 3 сердечек).
Цветок
Цветок - самый частый приз в игре. Самостоятельного практического значения не имеет, но когда вы наберёте 100 цветов (и за каждые последующие 100), получите возможность взять одну дополнительную "жизнь".
Звезда
Звезда - встречается гораздо реже цветов, но так же, как и они, самостоятельной ценности не имеет. Собрав 20 звёзд вы получите возможность взять одну дополнительную "жизнь". Некоторые звёзды расположены в своеобразных "тайниках" и появляются только после того, как вы прыгнете в нужное место. (Что характерно, в японской версии игры для появления возможности получить дополнительную жизнь достаточно собрать 50 цветов или 10 звёзд).
Мигающая звезда
Мигающая звезда - пожалуй, самый желанный приз в игре - добавляет одну дополнительную "жизнь". Встречается либо изредка в ящиках (впрочем, на бонус-уровнях её почти всегда можно найти за верхним центральным ящиком), либо появляется в виде "блуждающей звезды", когда вы наберёте нужное количество цветов/звёзд.
Буква "P"
Буква "P" - самый загадочный приз в игре, так как его взятие никаких явно заметных эффектов вроде бы не производит. На самом деле, этот подарок усиливает персонажа, позволяя не терять прыгучесть при переносе тяжёлых вещей, таких, как яблоки.
Контейнер
Контейнер - не совсем приз сам по себе, он просто скрывает в себе тот или иной подарок. Это может быть что-то стандартное, вроде жёлудя или мигающей звезды, а может быть, например, вызов Вжика или лодка (в зоне E).

Враги

Механическая собака
Механические собаки, встречающиеся в зоне 0 и в зоне J, не особо опасны. Завидев вашего персонажа они устремляются по прямой прямо к нему, но их легко уничтожить или, в крайнем случае, перепрыгнуть. Однако имейте в виду, что собаки способны преодолевать невысокие препятствия, типа стопок ящиков, а также могут иногда появляться с другой стороны экрана, если вы с ними разминулись, что может оказаться очень некстати.
Механическая мышь
Механические мыши обитают в зонах 0, B и I. Они не очень-то отличаются от своих псовых коллег, исключая их способность к довольно высоким прыжкам и то, что они никогда не возвращаются с другой стороны экрана.
Пчела
Пчёлы - очень редкие противники, встречающиеся в зонах 0 и I. Изначально летят по горизонтали, но, заметив кого-нибудь из спасателей, резко пикируют в его направлении с выпущенным жалом. От них лучше прятаться в ящик/коробку.
Гусеница
Гусеницы практически безвредны. Они неспешно ползают туда-сюда и умеют спрыгивать на расположенные ниже плоскости, но проблем почти не доставляют. Лучше всего убивать их снизу броском ящика вверх. Если же вы всё-таки оказались с гусеницей на одной горизонтали, то либо прячьтесь, либо бросайте ящик понизу - ящик, брошенный поверху, ущерба гусенице не причинит. Встречаются в зонах A и E.
Белка-летяга
Белки-летяги - не самые приятные оппоненты, попадающиеся в зонах A и H. Они появляются достаточно неожиданно, возникая в одном из верхних углов экрана, а затем пересекают его по диагонали. В принципе, от них можно увернуться, но лучше иметь при себе ящик или коробку, куда можно спрятаться.
Крот
"Кроты" - на самом деле это, конечно, никакие не кроты, но подобрать адекватного названия для этих врагов я не смог. Встречаются они в зонах B и H. Это первый противник, не считая "боссов", который пытается поразить вас с дистанции, пусть и с небольшой, резко выстреливая три каких-то зелёных шарика и стремительно покидая поле боя после этого. "Кротов" надо либо убивать очень быстро, пока они не подобрались к вам на дистанцию для выстрела, либо просто уклоняться от их снарядов прыжком чуть назад и продолжать свой путь.
Муха
Мухи - очень доставучие противники, встречающиеся в зонах B, E, G и J. Сначала они плавно спускаются сверху до уровня вашего персонажа, а затем, резко набрав скорость, устремляются ему навстречу. Особенно опасны в местах, где нужно совершать точные прыжки. На смену убитой или пролетевшей мимо мухе почти тут же приходит другая. Чтобы избавиться от них капитально, нужно запустить в муху чем-нибудь тяжёлым (яблоком или взрывчаткой).
Инопланетянин
Инопланетяне умеют превращаться в того из героев, кто первым к ним приблизится, но это может хоть как-то смутить только при игре вдвоём. А в остальном они просто бродят туда-сюда по экрану и очень легко убиваются. Встречаются в зонах B и H.
Кенгуру
Кенгуру встречаются только в зоне C и способны серьёзно попортить вам кровь. Мало того, что для их устранения требуется два попадания. Так они ещё и методично обстреливают вас теннисными мячиками, запас которых у кенгуру в сумках поистине неиссякаем. Будьте внимательны, ибо эти сумчатые способны менять темп стрельбы. Обычно, они выпускают мячи со сравнительно большими промежутками времени, но порой разражаются очередью из двух, а то и трёх мячей почти подряд. Почти всегда это случается очень невовремя. К счастью, кенгуру неподвижны и стрелять могут только в одном направлении, поэтому их легко убить снизу или со спины.
Ястреб
Ястребы, встречающиеся в зоне C, относительно безопасны. Они держат в когтях взрывчатку и сбрасывают её, когда ваш персонаж приближается к ним. Достаточно просто подходить к ним неспеша, чтобы они промахнулись.
Прыгающий ящик
Прыгающие ящики встречаются в зонах D, E и F. Они очень похожи на обычные и до поры, до времени тихо-мирно лежат вместе с ними. Всё же их можно заприметить по чуть более тёмному цвету. Лучше всего (если не удалось уничтожить их до того, как они начали скакать) обходить или убивать такие ящики снизу, но если такой возможности нет, то потребуется точный расчёт времени броска, так как ящики прыгают довольно быстро. В принципе, можно даже успеть пройти под таким ящиком во время его прыжка, но это довольно рискованый трюк.
Клоун из коробки
Клоуны из коробки, попадающиеся в зоне D, не опасны на расстоянии. Обычно с ними всегда можно легко расправиться, но если это почему-то невозможно, то улучайте момент, когда клоун спрячется обратно в коробку (т.е., его совсем не будет видно), и быстро пробегайте дальше.
Балансир
Балансиры, расположенные в зоне D, это, вообще, нечто среднее между врагом и препятствием. Их невозможно уничтожить, но попадание ящика позволяет раскрутить их на пару секунд, чего должно быть достаточно для преодоления препятствия. В отсутствие ящиков придётся тщательно выверять время и высоту прыжка, чтобы не получить удар тяжёлым шаром по голове.
Белый кролик
Белые кролики из зоны D очень трусливы и сбегают, если подойти к ним близко. К сожалению, это не единственная их отличительная черта - кролики дёргают половики, создавая на них своеобразные "волны", вредящие здоровью вашего персонажа. При встрече с ними рекомендуется продвигаться неспеша и иметь возможность для прыжка (причём, не ведущего на плоскость выше, т.е., завидев кроликов желательно перемещаться на самый верх).
Орёл-"качок"
Орлы-"качки" попадаются в зонах D и F. Они опасны тем, что требуют для ликвидации двух попаданий (спрятавшись в ящике, вы, тем не менее, ликвидируете орла сразу), а также легко могут оставить вас без оружия, так как они выбрасывают с экрана все ящики, встретившиеся им на пути (с блоками и яблоками они проделать такое, впрочем, не в состоянии).
Куколка
Куколки из зоны E практически безвредны. Они просто свисают сверху, перегораживая дорогу, но чтобы на них напороться - это ещё постараться надо. Убиваются они тоже без всяких проблем.
Жук
Жуки встречаются в зонах E и I. Их основная отличительная черта - до поры, до времени они сидят в засаде, так, что видны только их моргающие глаза. При этом они абсолютно неуязвимы для ящиков или прочих метательных снарядов. Лишь когда вы подойдёте к ним достаточно близко, они выбираются и направляются в вашу сторону. Лучше прятаться в ящик/коробку, расстояния маленькие и может не получиться увернуться.
Муравьиный лев
Муравьиные львы, обитающие в зонах E и G, неподвижны, поэтому их, обычно, можно без проблем миновать. Какие-то сложности могут возникнуть в зоне E, так как там вы будете скатываться ко львам по склонам их песчаных ловушек.
Ящерица
Ящерицы встречаются в зонах G и J. Если в зоне G они практически идентичны механическим мышам, то на последнем уровне начинают метать в вас свои шляпы. Это может быть весьма опасно, если некуда уклониться.
Носорог
Носороги в зонах G и J - это своеобразная вариация орлов-"качков". Они быстрее перемещаются и сметают со своего пути все ящики, но для собственной ликвидации требуют только одного попадания. Вообще, не совсем понятно, почему эти носороги такие мелкие; возможно, они символизируют жуков-носорогов.
Краб
Крабы встречаются только в зоне H и особенно опасны при вашем перемещении в вертикальной плоскости - они периодически "выплёвывают" по три прозрачных шарика, которые после непродолжительного подъёма стремительно летят вниз. Старайтесь убивать крабов как можно быстрее, пока они ещё не начали атаковать (перед атакой они на мгновение замирают на месте).
Пеликан
Пеликаны - уникальные противники из зоны I. Они неподвижны и сами по себе ничем не обстреливают вашего персонажа, но их весьма сложно перепрыгнуть. Главной же особенностью пеликанов является то, что они ловят запущенные в них ящики и через некоторое время выплёвывают обратно. Выплюнутый таким образом ящик, к счастью, не наносит повреждений вашему персонажу, но временно его обездвиживает (как при попадании ящика после броска партнёра). Чтобы избавиться от пеликанов, нужно бросать ящик им в ноги, тогда они не смогут его схватить. А вообще, самоё весёлое состоит в том, что выплюнутый пеликаном ящик можно поймать на лету и швырнуть обратно - получается такая забавная игра (жаль, что у вас априори нет шансов в ней выиграть).
Хорёк-гангстер
Хорьки-гангстеры - самые опасные противники в игре (не считая боссов). К счастью, встречаются они лишь на последнем уровне, где попортят вам немало крови. Чем они так опасны? Ну, во-первых, они требуют для своего уничтожения двух ящиков, во-вторых, они стреляют присосками из игрушечных пистолетов (и это мешает устранять их, просто спрятавшись в ящик) и в-третьих, они достаточно большие и быстрые, что порой вызывает сложности при попытке перепрыгнуть их.

Прохождение

В случае с платформенной аркадой вряд ли можно всерьёз говорить о каком-то подробном прохождении. Скорее, это краткий обзор игровых этапов с описанием каких-то неочевидных моментов и, конечно, возможностей "боссов", а также тактики борьбы с ними. Каким-то навороченным сюжетом игра тоже не отличается. Весь синопсис можно уложить даже не в две строчки, а буквально в половину: спасатели отправляются на поиски пропавшего котёнка своей знакомой. Начинаются поиски в центральном парке...

Зона 0

Враги: механические собаки, механические мыши, пчёлы.
Прочие опасности: кактусы, оголённые провода.

Стартовый уровень, как и большинство других, состоит из двух подэтапов. В данном случае, это путь через парк к лаборатории профессора Нимнула и, собственно, сама лаборатория (битву с "боссом", при желании, можно рассматривать как третий подэтап). В первой части вам нужно сначала вдоль забора добраться до столба линии электропередач, попутно язвя подручными предметами механических собак. Особых сложностей это вызвать не долно: главное, всегда имейте при себе что-нибудь, чем можно запустить в наглую оскаленную морду, и избегайте контакта с растущими в некоторых горшках кактусами. Забравшись наверх (только, ради Бога, не свалитесь), отправляйтесь уже налево.
Нет, Чип не испугался мыши... Это он в неё так ящик запускает!
Нет, Чип не испугался мыши... Это он в неё так ящик запускает!
Неподалёку лежит контейнер, позволяющий вызвать Вжика. Под защитой своего маленького друга можно легко добраться почти до следующего столба, по которому нужно снова лезть наверх, а потом направо. Впрочем, если ваш персонаж подранен, вы можете поискать жёлуди в ящиках рядом с двумя будками непонятного назначения. Наверху вы впервые встретитесь со стальными коробками (давайте я их всё же буду называть "блоками", для краткости?), а, кроме них, с мышами и оголёнными участками проводов. Электричество отображается своеобразной жёлтой искоркой. В контакт не вступать! Опасно! Теперь вам остаётся лишь добраться до входа в лабораторию. Имейте в виду, что ближе к концу подэтапа снова будут ящики с жёлудями.
В самой лаборатории всё уже довольно просто. Вам пытаются помешать лишь редкие механические мыши, да в одном месте надо будет построить небольшую "лесенку" из блоков. В последнем ящике лежит мигающий жёлудь, если вам это нужно. Пройдя в конце этапа в проход, на следующем экране активируйте контейнер, и привлечённый запахом сыра Рокки откроет вам проход к первому "боссу" в игре. Это, похоже, какой-то своеобразный электрогенератор. По крайней мере, он с завидной стабильностью направляет в вас электрические разряды. Уворачивайтесь от них (но будьте осторожны - контакт с одной из испускающих электричество рук вредит здоровью) и старайтесь попасть валяющимся тут же резиновым шаром машине в "голову". Пять попаданий - и путь дальше свободен. Вот только оказывается, что пропавший котёнок был лишь приманкой Толстопуза, который похитил Гайку. Спасатели не бросят друга в беде! Вперёд, на выручку!
После краткого бонус-уровня (им заканчивается прохождение каждой зоны) перед вами откроется карта, и у вас будет выбор, как добираться до зоны D - через зону B или через зоны A и C. Если вы играете в одиночку, рекомендую всё же идти через зону B, она, может, и посложнее каждой из альтернативных зон в отдельности, но при одиночной игре кенгуру в зоне C становятся гораздо опаснее, чем при игре вдвоём. Впрочем, решать всё равно вам, и, кстати, никто не запрещает при желании обследовать все три зоны.

Зона A

По команде "Воздух!" Чип дисциплинировано спрятался от белки в ящик.
По команде "Воздух!" Чип дисциплинировано спрятался от белки в ящик.
Враги: гусеницы, белки-летяги.

 

Это достаточно простой уровень (мне вообще кажется, что изначально именно он должен был быть стартовым; даром, что и состоит лишь из одного подэтапа). Вам нужно лишь подняться по ветвям дерева до самой верхушки и победить "босса". Враги здесь не очень опасные, поэтому важно лишь не торопиться, чтобы ненароком не сорваться вниз. Тем не менее, будьте внимательны, так как порой в густой листве противников можно и проморгать. Кроме того, старайтесь всегда иметь при себе ящик, чтобы в нём было можно спрятаться от летяги, ибо эти белки появляются довольно неожиданно.
"Боссом" уровня является сова, чьи проблемы со здоровьем видны невооружённым глазом - очень уж сильно она теряет перья. К сожалению, при контакте эти перья могут повредить здоровью уже вашего персонажа. Так что уворачивайтесь и швыряйте в сову шариком. Да, и ещё одно: старайтесь особо не тусить по краям площадки, так как совунья периодически в этих местах пикирует к земле. Птичке хватит пяти попаданий шариком (в принципе, это относится вообще ко всем "боссам" игры, так что больше повторяться не буду).

Зона B

Враги: механические мыши, "кроты", мухи, инопланетяне.
Прочие опасности: вода из крана.

 

Чтобы миновать воду, нужно закрутить краны.
Чтобы миновать воду, нужно закрутить краны.
Здесь в самом начале можно построить пирамиду из блоков и добраться до контейнера, но внутри лежит лишь мигающий жёлудь, который непонятно зачем нужен в начале уровня. Дальше можно идти либо поверху, либо понизу - в любом случае особых препятствий, кроме механических мышей, не будет. Следующий подэтап - что-то вроде подсобного помещения. Здесь вам впервые встретятся дистанционно атакующие противники - "кроты". Опасайтесь воды, текущей из открытых кранов - её нельзя миновать. Чтобы пройти дальше, вам нужно будет закрутить краны, попрыгав на них (в своё время этот момент нехило так озадачил). В концовке подэтапа вам нужно будет пропрыгать через стоящие на огне кастрюли, при этом вам активно будут мешаться мухи. Лучше всего избавиться от них, запулив в одну из них яблоком. Такое обращение отобьёт у них охоту путаться у вас под ногами (более лёгкие предметы подобного впечатления на них не производят).
В начале третьего подэтапа готовьтесь снова прыгать через кастрюли. Против мух здесь положена взрывчатка. Действует не хуже яблок. Оставшаяся часть уровня служит уже больше для разгрузки - инопланетяне-доппельгангеры способны запутать вас разве что при игре вдвоём, да и то маловероятно. И не забывайте обыскивать ящики на предмет наличия желудей - к "боссу" лучше идти подготовленным. А в роли "босса" здесь выступает космический корабль пришельцев, летающий туда-сюда по горизонтали на разной высоте и сбрасывающий при пролёте пару каких-то существ с щупальцами. Лично для меня - это очень неприятный босс, так я толком и не научился против него бороться, не понял его "фишки". Единственный совет, который могу дать - занимайте позицию со стороны, противоположной той, куда в прошлый раз улетел корабль.

Зона C

Враги: кенгуру, ястребы.
Прочие опасности: острые края металлических поверхностей (арматуры?).

 

Самый опасный участок уровня. Первый ящик пошёл, но основные трудности - впереди.
Самый опасный участок уровня. Первый ящик пошёл, но основные трудности - впереди.
Эта зона достаточно сложна для прохождения в одиночку. Всё дело в кенгуру, с приличной частотой запускающих теннисные мячи и требующих двух попаданий для своего уничтожения. Тем не менее, сложно - не значит невозможно. Поначалу старайтесь держаться середины экрана по вертикали, чтобы не вступать в прямую конфронтацию с кенгуру. Этих австралийцев лучше обходить, а потом, при желании, с чувством, толком и расстановкой убивать со спины или снизу. Довольно скоро вам потребуется забраться наверх, тут вас поджидает один из самых неприятных моментов для соло-игры: кенгуру будет простреливать поверхность, куда вам нужно запрыгнуть, а безопасно устранить его вы не сможете. Нужно очень точно подгадать время для прыжка, чтобы успеть подобрать лежащий перед кенгуру ящик и запустить в него (и это при условии, что вы ранее поразили его принесённым с собой ящиком). Главное, всё-таки, не нарваться на мячик прямо во время перепрыгивания, ибо это чревато падением вниз и потерей целой "жизни". Выход с подэтапа также нагло загораживает злобное сумчатое, но с ним справиться достаточно легко, если запрыгнуть на стоящий рядом бумажный пакет и кидать ящики понизу.
Второй подэтап также начинается не очень приятно. Лучше спрыгивайте туда, где стоит куча ящиков (берегитесь острого края арматуры). Проблема в том, что за этой грудой ящиков также стоит кенгуру, которого пока не видно. Можно, конечно, попробовать такой хитрый финт: спрыгивая вниз, успеть запустить ящиком в первого кенгуру, затем, взяв один ящик из кучи, очень аккуратно (опять же, чтобы не задеть арматуру) запрыгнуть на неё сверху и, улучив момент, слегка подпрыгнуть и запустить в сумчатое вторым ящиком. Если всё прошло успешно, выбирайтесь наверх и идите дальше направо. Ястребы не очень опасны, даже если у вас нет оружия. Вскоре вы доберётесь до контейнера с Вжиком, благодаря которому легко дойдёте до нескольких свисающих с потолка лампочек. Попрыгав по ним, заходите в дырку и... "Босса" на этом уровне не будет!

Зона D

Враги: прыгающие ящики, клоуны из коробки, балансиры, белые кролики, орлы-"качки".
Прочие опасности: огромные шары, костяшки домино(?).

 

Зона D - весьма длинный (аж 3 подэтапа) и интересный уровень. Спасатели попадают куда-то вроде магазина игрушек. В первой части поначалу всё довольно просто - вам будут мешаться лишь не особо опасные прыгающие ящики и клоуны, выскакивающие из коробок со знаком вопроса наподобие чёртиков из табакерки (на западе такие игрушки, кажется, называются "Jack-in-the-box").
От таких шаров в ящик не спрячешься, поэтому отключение механизмов - единственно правильное решение.
От таких шаров в ящик не спрячешься, поэтому отключение механизмов - единственно правильное решение.
Ближе к концу подэтапа придётся встретиться с балансирами, здесь важно расчитывать время и высоту прыжка - слишком высоко подпрыгивать нельзя, даже если вы раскрутили балансир броском ящика.
На втором подэтапе опасайтесь дёргающих коврики кроликов. Здесь лучше идти по самому верху - так вы всегда сможете без проблем уклониться от проходящей "волны". После кроликов появятся орлы-культуристы, сметающие ящики на своём пути - просто прячьтесь в ящик, и проблем с ними не будем. Далее вы увидите переключатели, управляющие работой труб, которые сбрасывают какие-то огромные шары. Прыжок на рычаг переключателя включает механизм сброса шаров, кроме того, переключатели активируются/деактивируются при броске ящика в них. Сначала запрыгивайте на первый переключатель и бросайте ящик во второй, виднеющейся чуть поодаль. Затем отключите уже первый механизм и проходите дальше. С третьим переключателем особых проблем быть не должно - нужно просто перепрыгнуть через дырку, не запрыгивая на него и, тем самым, не активируя. С последним тоже всё просто - сначала запрыгиваете на него и включаете, а потом, спустившись ниже, выключаете броском ящика.
Третий подэтап приветствует вас непонятными фиолетовыми прямоугольниками. Есть версия, что так изображены костяшки домино, но достоверно это неизвестно. Так или иначе, вскоре после того, как вы начнёте своё движение вдоль ряда этих предметов, они с грохотом начнут исчезать, поэтому быстро бегите вперёд и прыгайте дальше. Лучше не тратьте единственный ящик на балансиры, потому что выше лежит один прыгающий ящик, и если у вас не будет возможности его уничтожить, придётся выверять время, чтобы успеть пройти под ним в момент прыжка, что не так просто. Дальше проблем до боя с "боссом" быть не должно. "Боссом" же здесь является большой игрушечный робот на гусеничном ходу, выстреливающий множество мелких шариков, затем плавно опускающихся сверху. Впрочем, с ним тоже всё просто, особенно учитывая, что рикошетящий от стенки шарик способен поразить его дважды за раз. Таким образом, вся борьба сводится к тому, что вы подбираете шарик, запускаете им в "босса" в прыжке (поражать его надо примерно на уровне груди), затем быстро подбираете шарик вновь и ищете разрыв в опускающейся сверху цепи мелких снарядов, чтобы не пострадать самому. После чего всё повторяется вновь.

Зона E

Враги: куколки, жуки, прыгающие ящики, муравьиные львы, мухи.
Прочие опасности: непрочные секции забора.

 

Зона E необязательна для посещения, это такой своеобразный бонус-уровень, так что проходить её или нет - решать только вам. Если у вас, как и у меня, сильно развита инсектофобия, то лучше сюда и не ходить, если же с этим у вас всё в порядке, то можно зайти - ведь в этой зоне можно повстречать пару уникальных предметов в игре.
Не стой под стрелой!
Не стой под стрелой!
Поначалу всё довольно просто и стандартно, вам нужно опасаться только свисающих сверху куколок (которые легко ликвидируются) и треснувших секций забора, то и дело норовящих свалиться вам на голову. Чуть дальше по уровню вам встретятся жуки, их отличительная особенность в том, что пока они сидят в засаде, они абсолютно неуязвимы, так что не тратьте ящики на попытки уничтожить их - подходите поближе, выманивайте их из укрытия и прячьтесь сами. В начале второго подэтапа сверху падает мигающая звезда. Чтобы добраться до неё, вам нужно уничтожить прыгающие ящики поблизости и затем запрыгнуть в появившуюся дырку между верхним рядом ящиков (впрочем, если вы играете вдвоём, можно обойтись и без всяких выкрутасов, просто закинув партнёра наверх). Чуть дальше, в контейнере, вас ожидает лодка, которая позволит перебраться через водное пространство, но управлять ей вы сможете только выбросив ящик (во второй части эту идею развили до поездок на вагонетках). Буквально следом вас ожидает ещё один забавный подарок - молоток, с помощью которого можно пробиться через твёрдую породу чуть дальше. Кроме того, молоток можно использовать и для уничтожения врагов - он при этом не теряется, но работает только в упор. Чтобы избавиться от инструмента, бросьте его вверх.
Муравьиные львы на третьем подэтапе не очень опасны сами по себе - берёте ящик, ступаете на край воронки, прячетесь и спокойно съезжаете к самому льву, после чего убиваете его броском ящика. Гораздо опаснее назойливые мухи, которые появляются возле второй воронки - постарайтесь побыстрее избавиться от них с помощью взрывчатки. Затем - ещё одна мигающая звезда и проход к "боссу". В качестве "босса" здесь выступает какая-то непонятная рыбина, генерирующая электрические разряды (на ската не похожа, вроде). Здесь вас выручит только жёсткий прессинг, ибо если дать рыбине возможность, то она наплодит столько разрядов, что увернуться будет просто невозможно, а генерирует она их быстро. К счастью, генерация прекращается при попадании, чем и надо пользоваться. Иной раз лучше попасть под разряд, но и рыбу угостить шариком, чем начинать уворачиваться. В общем, старайтесь закончить бой в максимально сжатые сроки.

Зона F

Прыжки по этим трубам наверняка обойдутся вам в пару-тройку "жизней" и некоторое количество нервных клеток.
Прыжки по этим трубам наверняка обойдутся вам в пару-тройку "жизней" и некоторое количество нервных клеток.
Враги: орлы-"качки".
Прочие опасности: огромные шары.

 

Очень короткий уровень, на самом деле. В начале будьте внимательны, прыгая через ямы, чтобы вас шаром не придавило. Затем безопаснее всего пройти понизу, если вас, конечно, не очень сильно прельщают разбросанные цветы. В конце подэтапа встретится несколько орлов, но особой проблемой они не станут. А вот второй подэтап - это тот ещё геморрой и одно из самых нелюбимых мной мест игры. Здесь вам нужно будет забраться наверх по изменяющим свой размер (до полного исчезновения!) трубам. Островками стабильности являются лишь ящики и сверзиться вниз, неправильно рассчитав движение труб, очень легко. Итак, алгоритм такой: 1) запрыгивайте на трубу справа и забирайтесь на ящик; 2) когда слева две трубы вытянутся на полную (у них 3 градации длины, не считая полного отсутствия), перепрыгивайте туда и вставайте на ящик; 3) дождитесь пока обе трубы уберутся, потом, когда они начнут появляться, прыгайте на верхнюю, а затем направо, после чего ещё два раза наверх, чтобы забраться на очередной ящик; 4) сразу же прыгайте ещё раз наверх и будьте готовы перепрыгнуть налево, когда там появится труба чуть выше вашего текущего уровня; 5) теперь ещё пара своевременных прыжков наверх - и дело в шляпе. К счастью, "босса" на этом уровне нет, впрочем, прыжки по трубам - это покруче любого "босса".

Зона G

Вот примерно тут и нужно стоять, чтобы без проблем избавиться от этого котяры.
Вот примерно тут и нужно стоять, чтобы без проблем избавиться от этого котяры.
Враги: ящерицы, носороги, мухи, муравьиные львы.

 

Итак, вы добрались до толстопузовского казино. Время освободить Гайку! В принципе, этот уровень ничем особенным не отличается. Первый подэтап - стандартное разделение на верхнюю и нижнюю часть, ящерицы в качестве врагов. В конце подэтапа можно хорошо поднабрать цветочков, обычно, в этом месте появляется блуждающая звезда. На втором подэтапе в дело вступают носороги, мухи и муравьиные львы, но всё это (кроме носорогов) вы уже видели. На третьем подэтапе вам предстоит прыгать по лампам дневного света. Здесь носороги потребуют более пристального внимания. К счастью, они не в состоянии выкидывать стальные "блоки", что можно и нужно использовать. Также вам придётся использовать "блоки" и для строительства лесенок. В одном месте с их помощью можно добраться до контейнера с "жизнью".
"Боссом" здесь выступает какой-то заместитель толстопуза, обстреливающий вас монетками. Он может показаться сложным, но, на самом деле, всё не так страшно. Дело в том, что почти под "боссом" есть место, где бросаемые им монетки вас не задевают, а вот шарик в него попадает. Вам нужно только очень аккуратно нащупать это место (не напоритесь на непонятные шипы!) и забросать негодяя. Толстопуз, конечно же, сбежал, но Гайка не сидела сложа руки, и вы отправляетесь в погоню за злодеем на собранной ей ракете.

Зона H

Крабы наиболее опасны при перемещении в вертикальной плоскости.
Крабы наиболее опасны при перемещении в вертикальной плоскости.
Враги: крабы, белки-летяги, "кроты".

 

Пожалуй, первый и единственный уровень в игре без какой-то своей, особой фишки. Поначалу никаких проблем быть не должно - при перемещении в горизонтальной плоскости крабы особой опасности не представляют. Если вы подберёте "блок" недалеко от старта, то скоро сможете с его помощью добраться до цветочков (при игре вдвоём в качестве подставки можно использовать партнёра), однако затем вам придётся этим блоком убивать краба, а для этого нужно подобраться вплотную, так что решайте сами. Вслед за этим начинается самый, пожалуй, опасный этап всей зоны - вертикальный подъём, во время которого вас, во-первых, будут атаковать "летяги" (поэтому не неситесь вверх сломя голову, чтобы иметь время отреагировать на появившегося врага), а во-вторых, будут обстреливать крабы, и в этой диспозиции они становятся куда опаснее. На втором подэтапе вас поджидают, казалось, давно забытые инопланетяне и "кроты". Что ж, это даже проще крабов и белок, так что проблем у вас тут быть совсем не должно. Тем более, что второй подэтап очень короткий, а "босса" и вовсе не предвидится.

Зона I

Враги: жуки, пеликаны, механические мыши, пчёлы.
Прочие опасности: канцелярские кнопки, вентиляторы (потоки воздуха).

 

"Все крылатые ракеты благополучно вернулись на базу"...
"Все крылатые ракеты благополучно вернулись на базу"...
Действие уровня протекает в каком-то офисе. И если поначалу здесь всё довольно стандартно, то вскоре начинают попадаться сюрпризы, первый из которых - пеликаны, ловящие летящие в них ящики и отправляющие их по обратному адресу. А затем вам попадутся вентиляторы - не пугайтесь, с управлением у вас всё в порядке, просто вентиляторы нагнетают потоки воздуха, мешающие вам нормально двигаться. Впрочем, это было бы лишь мелким неудобством, если бы не существовала высокая вероятность того, что ветром вас вынесет прямо на раскиданные повсюду канцелярские кнопки. Как ни странно, эта связка (вентиляторы+кнопки) - едва ли не самая большая опасность на уровне.
Второй подэтап, в целом, попроще и менее интересен. В качестве оппонентов выступают механические мыши и пчёлы, но основную опасность по-прежнему представляют кнопки. Впрочем, довольно быстро можно заручиться поддержкой Вжика и пробежать почти до конца подэтапа. Переходим к "боссу", которым здесь выступает гигантская гусеница. Если её не трогать, то она просто бегает в верхней части экрана и тоже не предпринимает никаких агрессивных действий. Но вас вряд ли устроит такой статус кво, поэтому берите шарик и швыряйте его в гусеницу. После каждого попадания гусеница рассыпается на отдельные сегменты, которые соскакивают вниз и хаотически прыгают в разных направлениях. Контакт с ними вреден для здоровья, а уворачиваться не так-то просто, если не знать, что существуют, как минимум, два "островка безопасности", примерно в четверти экрана от левого и правого краёв. Там сегменты вас никогда не заденут и именно оттуда стоит вести обстрел противника.

Зона J

Топоры опасны, но преодолеваются достаточно легко.
Враги: мухи, носороги, хорьки-гангстеры, ящерицы.
Прочие опасности: механические топоры.

 

Это последний уровень игры, и он, без всяких оговорок, является самым сложным. Первый подэтап, впрочем, можно назвать своеобразной разминкой, хотя и тут могут возникнуть проблемы, ибо на транспортёрных лентах уворачиваться от мух и носорогов не так просто, а ящиков на всех не хватит. И имейте в виду, что спрыгнуть вниз через ленту транспортёра нельзя. Всё самое интересное начинается на втором подэтапе. Во-первых, сразу появляются новые враги - хорьки-гангстеры (вполне может быть, конечно, что это и не хорьки вовсе, но как-то же их называть надо?), стреляющие присосками из пистолетов. Их лучше банально избегать, не заморачиваясь с уничтожением. Вскоре вы доберётесь до транспортной ленты с секирами. Здесь всё, на самом деле проще, чем кажется на первый взгляд: дожидаетесь, когда топор уйдёт налево, быстро запрыгиваете на механизм и сразу же прыгаете дальше, в безопасную зону между двумя топорами. И так до конца ленты. Дальше тоже будьте осторожны - ящерицы на этом уровне научились метать свои шляпы и при определённых обстоятельствах вполне способны сбросить вас в пропасть.
Чтобы миновать вертикально работающие топоры, вам придётся их отключить, бросая ящики в расположенные рядом переключатели (они отмечены стрелочкой и выглядят как белые круги). Ну, что ж, очень надеюсь, что к этому месту вы пришли с полным здоровьем и несколькими лишними попытками в запасе, потому что иначе ваши перспективы на прохождение игры выглядят призрачно.
Примерно отсюда нужно кидать ящик, чтобы поразить ящерицу на транспортёре раньше, чем она метнёт в вас свою шляпу.
Примерно отсюда нужно кидать ящик, чтобы поразить ящерицу на транспортёре раньше, чем она метнёт в вас свою шляпу.
Впереди вас ждёт самое жёсткое место в игре - на ленте транспортёра, где увернуться практически невозможно, вы последовательно встретитесь с хорьком, ящерицей и снова с хорьком. И всё бы ничего, но они будут в вас стрелять, и вот что получается: если вы укрываетесь от выстрела в ящике, вы остаётесь беззащитным перед врагом, а если не укрываетесь, то, соответственно, всё равно теряете здоровье, но уже непосредственно от выстрела. По сути, единственным шансом является своевременным броском поразить ящерицу до того, как она в вас выстрелит, но ящик для этого нужно бросать до того, как противник появится на экране, так что именно для этого вам потребуется несколько "жизней" в запасе (рекомендую запускать ящик в тот момент, находясь под предпоследней "трубой" на этом участке транспортёра). Играя вдвоём, это место проще пройти, если поочерёдно погибнуть и просто пролететь дальше на шариках - заодно и к Толстопузу придёте с полным здоровьем (если дальше ни на кого не нарвётесь, ибо желудей не предвидится до конца уровня). Если вам всё же удалось миновать этот смертельно опасный участок, то совсем расслабляться всё же не стоит - хотя вы уже не ограничены в манёвренности, но врагов ещё никто не отменял, так что будьте внимательны.
Если всё у вас получилось, то вы, наконец-то, столкнётесь лицом к лицу (если можно так выразиться) с самим Толстопузом. Наглый котяра сидит за офисным столом и периодически стряхивает на вас сигарный пепел. Основная проблема в том, что траектория полёта этого пепла плохо предугадываема - сначала он спокойно летит по диагонали, а затем, на небольшом расстоянии от пола, пикирует вертикально вниз. Безопасных мест (в отличие от случая с гусеницей) тут просто нет, да и скорость, с которой идёт стряхивание пепла, просто не оставляет времени для дальних манёвров. С первого захода вы, возможно, злодея не одолеете, но мне кажется, что это всё равно проще, чем выбраться живым с не раз уже упомянутой ленты транспортёра. Жаль только, что единственной наградой после победы будет коротенький диалог в духе "кто к нам с чем чего, тот от того и того". Ну, и, конечно, чувство глубокого удовлетворения.

Играбельность: *****(5)
Графика: *****(5)
Звук: *****(5)
Интерфейс: *****(5)
ОБЩАЯ: *****