Выборка записей по тегу "architecture"

20. Флюгер с годом основания Томска / Weathercock with the founding year of Tomsk

Флюгер с годом официального основания Томска на крыше здания отеля "Тоян". Отель получил своё название в честь князя племени эуштов, которые были в числе первых окрестных племён, принявших российское подданство во времена покорения Сибири. Тоян был, по сути, одним из инициаторов основания Томской крепости, расположившейся неподалёку от поселения эуштов - Тоянова городка.


Weathercock with the year of the official foundation of Tomsk on the roof of the hotel "Toyan." The hotel got its name in honor of the prince of the tribe of eushty, who were among the first from neighboring tribes who took Russian citizenship at the time of the conquest of Siberia. Toyan was, in fact, one of the initiators of foundation of Tomsk fortress, which was located near the eushtin settlement - Town of Toyan.

Теги: 2015, architecture, decorative, sky, Tomsk, Tomsk region, архитектура, декоративность, небо, Томск, Томская область

23. "Нижний гастроном" - бывший магазин купца Голованова / "Lower deli" - former shop of merchant Golovanov

На углу проспекта Ленина и переулка Нахановича расположено одно из красивейших каменных зданий Томска. Оно было построено в 1899 году по проекту архитектора Константина Лыгина для доходного дома купца Георгия Михайловича Голованова. Торговали в нём обувью, головными уборами и одеждой. После революции здесь сначала располагался кооперативный магазин, чуть позже - магазин ТОМТПО (томского транспортного потребительского общества, объединявшего железнодорожных служащих), а затем - "Гастроном №2". В постсоветское время (возможно, и чуть раньше) магазин вновь переименовался - на этот раз в "Нижний гастроном", кроме того, в этом же здании разместилась и городская дума Томска. К сожалению, в 2015 году историческая ниточка в некотором роде прервалась: помещение магазина было передано торговой сети "Мария-Ра". И, хотя под большой вывеской компании и сохранилась небольшая табличка "Нижний гастроном", это уже совсем не то. Очередная грустная история о том, как коммерция победила историю и романтику.


At the corner of Lenin's Avenue and Nahanovich's Side Street is located one of the most beautiful stone buildings in Tomsk. It was built in 1899 by architect Konstantin Lygin for trade house of merchant Georgiy Mikhailovich Golovanov. Here were being traded with footwear, headgear and clothing. At once after the revolution here was cooperative store, a little later - store of TOMTCS (Tomsk transportation consumer society, uniting railway employees), and then - "Deli №2". In the post-Soviet period (possibly a little earlier) store changed its name again - this time to the "Lower deli", moreover, Tomsk Town Council was moved to the same building. Unfortunately, in 2015, the historical thread, in some way, was interrupted: the shop was transferred to the trading network "Maria-Ra". And though under the big signboard of company was saved a small plate "Lower deli", that's not the same. Another sad story about how commerce has defeated the history and romance.

Теги: 2016, architecture, best, evening, houses, night lights, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, вечер, дома, ночные огни, Томск, Томская область, улицы

30. Флигель купеческой усадьбы Л. Д. Желябо / The outbuilding of the merchant's estate of L. D. Zhelyabo

Дом по адресу "улица Красноармейская, 67/1" - это едва ли не самый яркий памятник деревянного зодчества в Томске. Он был построен в 1903 году во внутреннем дворе усадьбы купца Леонтия Желябо по проекту главного архитектора Томска Петра Федоровского (который сам по себе - личность примечательная, закончил Петербургскую академию художеств, обучался у известного русского художника Александра Бенуа). Постановлением Совета Министров РСФСР №624 от 4 декабря 1974 года дом был включен в список архитектурных памятников федерального значения.


The house at "Krasnoarmeyskaya (Red Army) street, 67/1" maybe is the most outstanding monument of wooden architecture in Tomsk. It was built in 1903 in the courtyard of the estate of merchant Leonty Zhelyabo by the project of the chief architect of Tomsk, Petr (Peter) Fedorovsky (who itself is a remarkable person, graduated from the St. Petersburg Academy of Arts, studied with the famous Russian artist Alexander Benois). By Decree of the Council of Ministers of the RUFSR No. 624 of December 4, 1974 the house was included in the list of architectural monuments of federal significance.

Теги: 2017, architecture, courtyards, houses, morning, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дворы, дома, Томск, Томская область, улицы, утро

31. Дом с жар-птицами / House with fire birds

Помимо этого дома, известного в Томске и как "дом с жар-птицами", в состав ансамбля усадьбы Леонтия Желябо входило ещё три дома. И у каждого из этих домов - сложная судьба. Из четырёх строений лишь тот самый "дом с жар-птицами" сохранил свою аутентичность до наших дней, ещё два здания усадьбы представляют собой реконструкции на месте старых зданий, осуществлённые в 80-е годы по программе "Старый Томск", но больше всего не повезло зданию по адресу "улица Красноармейская, 65/1" - сначала пришедший в полную негодность дом был расселён, затем земельный участок под ним был продан на аукционе, а в итоге на месте деревянного домика был выстроен бетонный новодел, обшитый тесом. Городская администрация планировала через суд добиться сноса новостройки и восстановления архитектурного памятника, однако, судя по тому, что дом стоит, как стоял, ничего из этой затеи не вышло. Под угрозой было и существование последнего оригинального здания в ансамбле усадьбы. К 2008 году "дом с жар-птицами" очень серьёзно обветшал после последнего ремонта. Особенно сложная ситуация сложилась с крышей здания, пришедшей практически в полную негодность. Спасли дом лишь старательность и настойчивость его жильцов, внимание общественности и СМИ, а также отвалившийся от потолка во время очередного дождя и чудом никого не прибивший кусок штукатурки. В итоге всё-таки было принято решение о ремонте и реставрации дома, проведённых в два этапа.


In addition to this house, known in Tomsk as a "house with fire birds," the ensemble of the estate of Leonty Zhelyabo included three more houses. And each of these houses had a difficult destiny. Of the four buildings, only that "house with fire birds" has retained its authenticity to our days, two more buildings of the estate are reconstructions on the site of old buildings that were carried out in the 80s under the program "Old Tomsk", but the most sad fate befell to the building at "Krasnoarmeyskaya (Red Army) Street, 65/1" - first of all, the house, that became completely unfitness, was settled out, then the land plot under it was sold at auction, and in the end, a concrete replica was built on the site of the wooden house. The town administration planned through the court to demolish the new building and restore the architectural monument, however, judging by the fact that the house stands as it stood earlier, nothing came of this venture. The existence of the last original building in the ensemble of the estate was also under threat. By 2008, the "house with fire birds" had decayed very seriously after the last repair. Particularly difficult situation arose with the roof of the building, which came almost completely out of order. The house was saved only by the diligence and perseverance of its residents, the attention of the public and the media, and also by a piece of plaster, which fell off the ceiling during the rain and miraculously slamed nobody. As a result, it was finally did a decision about repair and restoration of the house, that were conducted in two stages.

Теги: 2017, architecture, courtyards, houses, morning, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дворы, дома, Томск, Томская область, улицы, утро

32. Монументальная мозаика "Парад планет" / Monumental mosaic "The Parade of the Planets"

Новое здание томского Дворца пионеров было торжественно открыто 8 февраля 1980 года. А в 1987 году на одной из его стен появилость эпичное мозаичное полотно "Парад планет" за авторством Николая Беглюка. Как вспоминает сам автор, наиболее сложным во всей работе над мозаикой было найти общий язык с заказчиком. По его словам, до него это не удалось как минимум трём другим художникам. Облком КПСС настаивал на традиционной пионерской символике с горнами и знамёнами, но Беглюку удалось настоять на своей идее о пионерах, как первопроходцах, метафорично выраженной через образ космоса. Это позволило создать работу, не привязанную к символам эпохи, что делает её ещё более ценной. Сами работы по укладке смальты заняли всего лишь около четырёх месяцев. Позднее, уже в 2000-х годах была проведена незначительная реставрация мозаики - слишком большое число элементов на высоте человеческого роста было растащено на сувениры.


The new building of the Tomsk Palace of Pioneers was solemnly opened on February 8, 1980. And in 1987, on one of its walls appeared an epic mosaic painting "The Parade of the Planets" for the authorship of Nikolay Beglyuk. As the author himself recalls, the most difficult part of the whole work on the mosaic was to find a common language with the customer. According to him, at least three other artists hadn't be able to do it before him. The regional committee of CPSU wanted traditional pioneer symbols with bugles and banners, but Beglyuk managed to insist on his idea of pioneers as first researchers, metaphorically expressed through the image of the cosmos. This allowed him to create a work that is not tied to the symbols of the era, which makes it even more valuable. The works on laying smalt took only about four months. Later, already in the 2000s, an insignificant restoration of the mosaic was carried out - too many elements at the height of human height were chipped for souvenirs.

Теги: 2017, architecture, best, decorative, houses, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, декоративность, дома, Томск, Томская область, улицы

37. Особняк архитектора С. В. Хомича / The mansion of architect S. V. Khomich

Здание, построенное для себя и своей семьи в 1904 году архитектором С. В. Хомичем - ещё один томский архитектурный памятник федерального значения. Архитектор с семьёй проживал в нём до 1914 года, параллельно сдавая часть помещений под частные квартиры. В дальнейшем здание частенько изменяло свой профиль: в 1924 году здесь располагался Эксплуатационный техникум Томской железной дороги, затем здание служило общежитием для студентов ТГУ, во второй половине 30-х годов здесь квартировали видные медицинские работники, долгое время здание занимали дом ребёнка №3, а потом Областная детская больница. В 90-х годах здание передали Лицензионной палате Томской области с условием проведения реставрационных работ. Нынче, рассказывая об этом доме, томичи частенько вспоминают одну из городских легенд: якобы архитектурные кружева томских деревянных домов и покрашенные в зелёный цвет крыши и ограды послужили одним из источников вдохновения для адаптации Александром Волковым сказок Лаймэна Фрэнка Баума в форме "Волшебника изумрудного города".


The house, built for himself and his family in 1904 by architect S. V. Khomich, is another Tomsk architectural monument of federal significance. The architect with his family lived in it until 1914, while renting out part of the premises for private apartments. Further the building was changing its profile quite often: in 1924 it was housing the Exploitation college of Tomsk railroad, then the building was serving as a hostel for TSU students. In the second half of the 30s, prominent medical workers was lodging here, for a long time the building was occupied by the child's house №3, and Then Regional Children's Infirmary. In the 90s the building was handed over to the Licensing Chamber of the Tomsk Region with the condition of carrying out restoration work. Today, telling about this house, Tomsk townpeople often recalled one of the town's legends: ostensibly architectural laces of Tomsk wooden houses and painted in green roofs and fences had served as one of the sources of inspiration for Alexander Volkov's adaptation of fairy tales of Laiman Frank Baum in the form of "The Wizard of the Emerald City."

Теги: 2017, architecture, best, houses, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дома, Томск, Томская область, улицы