Выборка записей по тегу "Томская область"

1. Транспортная площадь / Transport Square

Транспортная площадь в южной части города - едва ли не крупнейший дорожный перекрёсток Томска. Она же считается одним из самых аварийных мест города, в связи с чем здесь планируется создание двухуровневой дорожной развязки.


Transport Square in the southern part of the town - perhaps the major road intersection in Tomsk. It is considered one of the most emergency places in the town, so here is planned to create a two-tier road junction.

Теги: 2015, streets, Tomsk, Tomsk region, Томск, Томская область, улицы

2. На улице Усова / At the Usov's Street

Улица Усова получила своё нынешнее название в 1939 году в честь академика М.А. Усова. Несколько домов в начале улицы носят статус памятников архитектуры регионального значения. А сама улица производит впечатление тихой, уютной и спокойной, хотя, возможно, причиной тому были праздничные дни.


Usov's Street got its present name in 1939 in honor of Academician M. A. Usov. Several houses in the beginning of the street have the status of architectural monuments of regional significance. And street itself gives the impression of a quiet and cozy, although the reason of it may have been holidays.

Теги: 2015, streets, Tomsk, Tomsk region, Томск, Томская область, улицы

3. Памятник высоковольтному выключателю возле 8 корпуса Томского Политехнического Университета / Monument to the high-voltage switch near 8 building of Tomsk Polytechnic University

Один из множества оригинальных томских памятников установлен в 2006 году возле 8 корпуса томского политеха. Тематика выбрана неспроста, ведь в этом корпусе размещается Энергетический научно-исследовательский институт (подразделение политехнического университета).


One of the many original Tomsk monuments was set up in 2006 near eighth building of Tomsk Polytechnic University. Theme was chosen with an ulterior motive, because in this building is located Energy Research Institute (a division of Polytechnic University).

Теги: 2015, sculpture, streets, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область, улицы

4. Эти львы охраняют подходы ко второму корпусу Томского Политехнического Университета / These lions guard the approaches to the second building of the Tomsk Polytechnic University

Львы - достаточно традиционный, но неизменно эффектный элемент городского декора. Такие бронзовые красавцы обосновались в ноябре 2009 года возле второго корпуса томского политеха, где нашёл своё пристанище химический факультет. Этот корпус был построен сразу после главного, даже раньше соседнего, "первого", корпуса.


Lions - quite traditional, but always spectacular element of urban decoration. These bronze handsome animals was appeared in November, 2009 near the second building of the Tomsk Polytechnic University, where chemical department found his refuge. This building was built immediately after the main building, even before the neighboring "first" building.

Теги: 2015, decorative, sculpture, streets, Tomsk, Tomsk region, декоративность, скульптура, Томск, Томская область, улицы

5. Памятник "Младенец в капусте" возле родильного дома №1 / Monument "The baby in a cabbage" near a maternity hospital №1

Этот памятник был открыт 15 мая 2008 года в рамках впервые проходившего в Томске празднования Дня семьи. На открытии автору композиции, скульптору Олегу Кислицкому, главным врачом первого роддома Татьяной Растохиной была выдана бирка с данными "новорождённого". Неудивительно, что этот памятник привлекает большое внимание молодожёнов и уже стал обрастать легендами и приметами.


This monument was opened on 15 May 2008 during first celebration in Tomsk of Day of the family. At the opening, the author of the composition, sculptor Oleg Kislitsky, got the tag with data of "newborn" from chief doctor of the first maternity hospital Tatiana Rastohina. Not surprisingly, this monument attracts attention of honeymooners and already has started to overgrow with legends and superstitions.

Теги: 2015, sculpture, streets, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область, улицы

6. Памятник "Слава воину-победителю" на Новособорной площади / Monument "Glory to victorious warrior" on Novosobornaya Square

Мемориальный памятник "Слава воину-победителю" был торжественно открыт 22 июня 2011 года, в день 70-летия начала Великой Отечественной Войны. Почти двухметровая бронзовая скульптура была изготовлена по проекту художников Антона и Николая Гнедых. Место установки памятника также неслучайно - именно с Новособорной площади многие томичи отправлялись на фронт летом 1941 года.


Memorial monument "Glory to victorious warrior" was solemnly opened on June 22, 2011, the day of the 70th anniversary of the beginning of the Great Patriotic War. Almost two-meter bronze sculpture was produced by project of artists Anton Gnedykh and Nikolai Gnedykh. Location of monument installation also was chosen not accidentally - exactly from Novosobornaya Square many Tomsk citizens were leaving to the front in the summer of 1941.

Теги: 2015, memorials, sculpture, squares, Tomsk, Tomsk region, памятные знаки, скверы, скульптура, Томск, Томская область

7. Стела памяти погибших в борьбе с Колчаком / Stela in the memory of those killed in the fight against Kolchak

Эта стела расположена неподалёку от братского захоронения организаторов большевистского восстания в Томске в 1919 году. На ней расположены таблички с именами видных большевистских деятелей, действовавших в Томске и уничтоженных белогвардейскими силами в 1919-1920 годах, но не попавших в число убитых в ночь с 26 на 27 марта 1919 года на татарском кладбище и позднее перезахороненных здесь же, на Новособорной площади.


This stela is located not far from brotherly burial of organizers of the bolshevik uprising in Tomsk in 1919. There are plaques on it with the names of prominent bolshevik leaders, who operated in Tomsk and were destroyed by the White Guard forces in 1919-1920, but were not included in the number of those killed in the night of 26 to 27 March 1919 at the Tatarian cemetery and later reburied here on Novosobornaya Square.

Теги: 2015, memorials, sculpture, squares, Tomsk, Tomsk region, памятные знаки, скверы, скульптура, Томск, Томская область

8. Фонтан на Новособорной площади / Fountain at Novosobornaya Square

Этот фонтан, оснащённый подсветкой и музыкальным сопровождением, был построен в 2003 году, накануне празднования 400-летней годовщины Томска. Однако сейчас, после всего лишь чуть более 10-летней эксплуатации, по словам мэра Томска, фонтану грозит демонтаж или, в лучшем случае, полная реконструкция. Между тем, за время своего существования этот фонтан стал очень популярным и любимым местом у горожан.


This fountain, equipped with lighting and music, was built in 2003, on the eve of the 400th anniversary of Tomsk. But now, after only a little more than 10 years of operation, according to the mayor of Tomsk, the fountain can be dismantled or, at best, totally reconstructed. Meanwhile, during its existence, this fountain has become very popular and a favorite place for the townspeople.

Теги: 2015, fountains, squares, Tomsk, Tomsk region, скверы, Томск, Томская область, фонтаны

9. Радужные переливы майского солнца в одном из фонтанов города / Iridescent play of the sun in one of the fountains of the town

Если в солнечный день посмотреть на фонтан на Новособорной площади под определённым углом, можно увидеть самую настоящую радугу. Ну, разве это не украшает город?


If at sunny day you look to the fountain at the Novosobornaya Square at a certain angle, you can see the real rainbow. Really, isn't it adorns the town?

Теги: 2015, fountains, squares, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, скверы, Томск, Томская область, фонтаны

10. Памятник студенчеству на Новособорной площади / Monument to the student body at Novosobornaya Square

Общеизвестно, что Томск - город студенческий. Поэтому установка памятника студенчеству именно здесь, что называется, напрашивалась. Общая идея принадлежит спикеру областной думы Борису Мальцеву. Композиция за авторством Николая и Антона Гнедых была установлена на Новособорной площади в августе 2004 года. Предполагалось, что здесь же будет разбита Студенческая аллея, но последняя пока так и осталась лишь на бумаге. Композиция, помимо фигуры святой Татьяны - покровительницы студентов - включает также мраморную колонну, на вершине которой расположены двое ангелочков и раскрытая книга. Интересно, что крылья к ангелочкам были приделаны позже, хотя они и присутствовали в первоначальном проекте, но эта задумка не понравилась куратору проекта Борису Мальцеву. Не исключено, что на решение всё-таки добавить крылья повлияло и данное некоторыми острословами памятнику прозвище "Мать-одиночка". Некоторые студенты полагают, что посещение памятника принесёт удачу на экзаменах.


It is well known that Tomsk is a town of students. Therefore, installation of the monument to student body here suggests itself. The general idea belongs to speaker of Regional Government Boris Maltsev. The composition, authored by Nicholay and Anton Gnedykh, was set at Novosobornaya Square in August 2004. It was assumed that there also would be created the Student Alley, but the latter have so far remained on paper only. The composition, in addition to the figure of St. Tatyana - the patroness of students - also includes a marble column, on top of which there are two angels and an open book. Interestingly, the wings were attached to the angels later, although they were present in the original design, but this idea hadn't liked to the curator of the project Boris Maltsev. It is possible that on the decision to add wings had influence that fact that some wits gave to the monument nickname "single mother". Some students believe that a visit to the monument will bring good luck on exams.

Теги: 2015, sculpture, squares, Tomsk, Tomsk region, скверы, скульптура, Томск, Томская область

11. Памятник А.С. Пушкину возле Дворца бракосочетаний / Monument to A. S. Pushkin near the Wedding Palace

Этот памятник А.С.Пушкину был торжественно открыт 6 июня 1999 года, в день 200-летия со дня рождения поэта (в тот же день памятник поэту открывали и в Барнауле). По воспоминаниям сотрудника областной научной библиотеки имени Пушкина Эдуарда Майданюка памятник открывали с большим размахом, даже перекрыв на несколько часов проспект Ленина, одну из основных транспортных артерий города. Памятник расположился на площади между дворцом бракосочетания и краеведческим музеем. Автором скульптуры является Михаил Аникушкин.


This monument to Alexander Pushkin was opened on June 6, 1999, in the day of the 200th anniversary of the birth of the poet (the same day the monument to the poet was opened in Barnaul). According to memories of staff member of Regional Scientific Library named after Pushkin Eduard (Edward) Maydanyuk monument was opened with big way, even Lenin's Avenue, one of the main traffic arteries of the town, was closed for a few hours. The monument is located at the area between the wedding palace and local history museum. The author of the sculpture is Mikhail (Michael) Anikushkin.

Теги: 2015, memorials, sculpture, squares, streets, Tomsk, Tomsk region, памятные знаки, скверы, скульптура, Томск, Томская область, улицы

12. Памятник искренней и чистой любви возле места впадения Ушайки в Томь / Monument to sincere and pure love near the confluence Ushaika River and Tom River

Этот огромный замок в виде сердца появился на набережной Ушайки летом 2012 года. Кто был его автором, осталось неизвестным, да и вообще история появления памятника весьма туманна. Мнения горожан по его поводу также разошлись: кто-то считает его появление символичным и креативным, а кто-то напротив выражает негодование (как и вообще по поводу набравшей популярность традиции вешать на свадьбу замочки). Что касается непосредственно моего мнения, то сама идея создания подобного символа видится мне абсолютно правильной, но вот что касается исполнения, то тут я, скорее, стою на позициях противников этой новой свадебной традиции.


This huge lock in the form of heart appeared on the waterfront of Ushayka River in the summer of 2012. It is unknown who was its author and all story of the appearance of the monument is very misty. The views of townsfolk on this occasion are contradictory: some consider the appearance of the monument symbolic and creative, and someone on the contrary expresses resentment (as well as about the trending tradition to hang the wedding locks). If you ask my opinion, the idea of creating such a symbol seems to me absolutely right, but what concerns the execution, then I rather stand on the positions of the opponents of the new wedding tradition.

Теги: 2015, sculpture, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область

13. Взгляд вниз с Октябрьского взвоза / Looking down from the top of the October Upway

Октябрьский взвоз - одна из улиц ведущих на Воскресенскую гору (вообще, в России взвоз - это традиционное для прошлых веков наименование улицы, ведущей на гору - в Барнауле тоже есть несколько взвозов). Изначально он носил название 2-ого Воскресенского взвоза. Своё нынешнее наименование взвоз получил в 1927 году. В 1958 году взвоз был реконструирован силами студентов Томского инженерно-строительного института (ныне - Томский государственный инженерно-строительный университет) по проекту инженера Теодора Марковича Бриля - появились каменные ступени и подпорные стены. До 2004 года улица была известна и своей булыжной мостовой, однако, большую её часть заасфальтировали, оставив лишь два небольших вымощенных участка в начале и конце взвоза. По воспоминаниям жены Теодора Бриля, он хотел привнести в город частичку того, что видел в Европе, вероятно, поэтому Октябрьский взвоз выглядит для сибирского города достаточно нетипично. Миновавшее свой зенит солнце делает вид с вершины взвоза особенно эффектным и добавляет щепотку неуловимой ностальгии по чему-то хорошему, но ушедшему.


October Upway - one of the streets leading to the Voskresenskaya (Ressurection) mount (in general, "upway" in Russia is traditional, for the past centuries, name of the street that leads to the mount - Barnaul also has several upways). Initially it was called the 2d Voskresenskiy (Resurrection) Upway. Its current name upway received in 1927. In 1958 upway was reconstructed by the students of Tomsk Civil Engineering Institute (now - Tomsk State University of Civil Engineering) by project of engineer Theodore Markovic Brill - here appeared stone steps and retaining walls. Prior to 2004, the street was known for its cobblestone pavement, but most of it was asphalted, leaving only two small cobblestone areas at the beginning and at the end of upway. According to Theodor Brill's wife, he wanted to bring in the town a piece of what he saw in Europe, why is probably the October upway looks quite atypically for the Siberian town. The sun, which had passed its zenith, makes view from the top of upway particularly spectacular and adds an elusive pinch of nostalgy about something good, but bygone.

Теги: 2015, best, evening, side streets, Tomsk, Tomsk region, вечер, переулки, Томск, Томская область

14. Белое озеро в историческом центре города / White Lake in the historic center of the town

Белое озеро - изначально естественный(!) водоём в историческом центре Томска. Основная версия происхождения названия связывает его с росшими по берегам озера белоствольными берёзами, которые были вырублены в годы ВОВ. В 1907 году Томск едва не лишился такой шикарной достопримечательности - озеро предлагалось засыпать и устроить на его месте базарную площадь, однако проект был отклонен. В годы ВОВ в Томск были эвакуированы московские заводы "Москабель" и "Электропривод", на базе которых образовался "Сибкабель", использовавших озеро в качестве технического водоёма для слива стоков. После войны озеро немного почистили, а вокруг него вместо вырубленных берёз высадили клёны. В 1970-х годах во время работ по полной очистке озера и благоустройству берегов были забетонированы родники, питавшие озеро, но после окончания работ выяснилось, что вода из родников пропала, так что теперь её приходится в озеро закачивать.


White Lake - originally a natural (!) body of water in the center of Tomsk. The main version of the origin of the name connects it with white-trunk birches, which were growing on the shores of lake, but were cut down during the Great Patriotic War. In 1907 Tomsk almost lost this chic showplace - lake was offered to ingulf and to arrange market square on this place, but the project was rejected. During the Great Patriotic War Moscow plants "Moskabel" and "Electric drive" have been evacuated to Tomsk, on their basis was formed "Sibkabel", which used the lake as a technical body of water to drain waste. After the war lake was little cleaned and instead of the birches maples were planted. In the 1970s during work on full purification and beautification of the shores of the lake has been concreted springs that fed the lake, but after work was over it was found out that the water from the springs has disappeared, so now it has to pump water into the lake.

Теги: 2015, best, evening, parks, Tomsk, Tomsk region, waterplaces, вечер, водоёмы, парки, Томск, Томская область

15. Бюст космонавта Н.Н. Рукавишникова, дважды героя Советского Союза, возле Белого озера / Bust of cosmonaut N.N. Rukavishnikov, twice Hero of the Soviet Union, near White Lake

Памятник уроженцу Томска, советскому космонавту Николаю Николаевичу Рукавишникову, был установлен 17 ноября 1978 года на берегу Белого озера. Скульптор - М. Шмаков, архитекторы - Ю. Ильин-Авдеев, Р. Кананин. На момент установки памятника Рукавишников был дважды героем Советского Союза и дважды кавалером ордена Ленина. Уже в следующем, 1979, году Николай Николаевич получил третий орден Ленина, после того, как первым в истории вручную совершил посадку корабля в аварийном режиме.


Monument to native of Tomsk, Soviet cosmonaut Nikolay Nikolaevich Rukavishnikov, was established November 17, 1978 on the shores of White Lake. Sculptor - M. Shmakov, architects - Y. Ilin-Avdeev, R. Kananin. At the time of monument's establishing, Rukavishnikov was twice Hero of the Soviet Union and twice a cavalier of the Order of Lenin. Already in the next, 1979, year Nikolay Nikolaevich was awarded by the third Order of Lenin, after the first in the history landing of the ship manually in emergency mode.

Теги: 2015, memorials, sculpture, Tomsk, Tomsk region, памятные знаки, скульптура, Томск, Томская область

16. Капсула спускаемого аппарата космического корабля "Союз-33" - дар городу от Томского приборного завода / Capsule of lander of spacecraft "Union-33" - a gift to the town from Tomsk instrument factory

Эта капсула спускаемого аппарата космического корабля "Союз-33" изначально, в 1986 году, была передана в качестве музейного экспоната Томскому приборному заводу по инициативе дважды героя Советского Союза, уроженца Томска Николая Николаевича Рукавишникова. Сейчас доподлинно неизвестно, была ли это та самая капсула, в которой он совершил аварийную посадку в 1979 году, или же это учебно-тренировочный аппарат, на котором отрабатывались действия на земле. Впоследствии практически прекративший своё существование завод передал капсулу в дар городу, и 12 апреля 2011 года, в День космонавтики, капсула была установлена неподалёку от Белого озера и памятника Н.Н.Рукавишникову.


This capsule of the lander spacecraft "Soyuz-33" originally, in 1986, was handed over as a museum exhibit to the Tomsk instrument factory at the initiative of the twice Hero of the Soviet Union, a native of Tomsk Nikolay Nikolayevich Rukavishnikov. Now it is not definitly known whether this is the same capsule, in which he made an emergency landing in 1979, or whether it is a training device, which used for the ground training. Subsequently, factory, which virtually ceased to exist, transferred the capsule to the town, and 12 April 2011, on the Day of Cosmonautics, the capsule was installed near the White Lake and Monument to N.N. Rukavishnikov.

Теги: 2015, memorials, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, памятные знаки, Томск, Томская область

17. Своеобразная визитка магазина "Строительный дворъ" / Peculiar visiting card of the shop "Building yard"

Своеобразная выставка продукции рядом с магазином "Строительный дворъ", специализирующемуся на различных изделиях из древесины. В основном представлены колодезные срубы и качели под "козырьком".


The peculiar exhibition of products near the shop "Building yard", specializing in a variety of wood products. Basically represented well's blockhouses and swings under the "cap".

Теги: 2015, streets, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, Томск, Томская область, улицы

18. Взгляд на восток города с Воскресенской горы / Looking to the east of the town from the Resurrection Mountain

Если с Воскресенской горы бросить взгляд на восток, то откроется вид на, что называется, "непарадный" Томск. Но, с другой стороны, это то настоящее, честное "нутро" любого города, которое, возможно, стоит ценить даже больше блестящей обёртки.


If throw the glance from Voskresenskaya (Resurrection) mount to the east, the view opens to what is may be called an "undress" Tomsk. But on the other hand, it is that real, honest "inside" of any town that might be worth to appreciate even more than shiny wrapper.

Теги: 2015, panorama, Tomsk, Tomsk region, панорама, Томск, Томская область

19. Участок Ушайки и здание администрации Томской области с Воскресенской горы / Part of Ushaika River and the building of regional government from the Resurrection Mountain

Всегда интересно смотреть на город с высоты. При этом словно бы поднимаешься над повседневной суетой, отрешаешься от сиюминутных проблем и можешь просто позволить себе наблюдать за картиной текущей внизу жизни. Возможно, ещё и поэтому любят томичи приходить на Воскресенскую гору, смотреть на зажатую в тиски Ушайку и впечатляющее здание областной администрации.


It is always interesting to look at the town from a height. This like to rise above the everyday bustle, escape from immediate problems and simple afford to watch the picture of the flowing life down there. Perhaps, because of this Tomsk townsfolk like to come at Voskresenskaya (Resurrection) mount, to look at clamped in vise river Ushaika and impressive building of the regional administration.

Теги: 2015, panorama, streets, Tomsk, Tomsk region, панорама, Томск, Томская область, улицы

20. Флюгер с годом основания Томска / Weathercock with the founding year of Tomsk

Флюгер с годом официального основания Томска на крыше здания отеля "Тоян". Отель получил своё название в честь князя племени эуштов, которые были в числе первых окрестных племён, принявших российское подданство во времена покорения Сибири. Тоян был, по сути, одним из инициаторов основания Томской крепости, расположившейся неподалёку от поселения эуштов - Тоянова городка.


Weathercock with the year of the official foundation of Tomsk on the roof of the hotel "Toyan." The hotel got its name in honor of the prince of the tribe of eushty, who were among the first from neighboring tribes who took Russian citizenship at the time of the conquest of Siberia. Toyan was, in fact, one of the initiators of foundation of Tomsk fortress, which was located near the eushtin settlement - Town of Toyan.

Теги: 2015, architecture, decorative, sky, Tomsk, Tomsk region, архитектура, декоративность, небо, Томск, Томская область

21. Памятник рублю. Деревянный "деревянный" / Monument to the ruble. Wooden "wooden"

Скульптура рубля, представляющая собой увеличенную в 100 раз деревянную копию соответствующей монеты образца 1997 года, впервые была установлена в июне 2008 года на Новособорной площади. В мае 2014 года памятник был повреждён вандалами, после чего демонтирован с целью реставрации. Весной 2015 года 250-килограммовый монумент был вновь открыт для всеобщего обозрения, но уже на территории Музея истории Томска, где, по мнению работников музея, будет находиться в большей безопасности.


Sculpture of the ruble, representing a wooden copy of the relevant coin of 1997 year, increased by 100 times, was first established in June 2008 at Novosobornaya Square. In May 2014, the monument was damaged by vandals, and then dismantled for restoration. In the spring of 2015 250-kilogrammes monument has been re-opened for public viewing, but on the territory of the Museum of the History of Tomsk, where, according to employees of the museum, it will be at more safety.

Теги: 2015, sculpture, Tomsk, Tomsk region, unexpected, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область

22. Закат на берегу Томи / Sunset at the bank of the Tom

Майский закат на берегу Томи. С заходом Солнца резко падает температура и становится, мягко говоря, прохладно. Но красота закатов того стоит. И ещё вспоминается Олег Митяев:
"Она живет на берегу Томи,
И от раскосых, от татарских глаз
В моем сплетеньи солнечном щемит
Наверно каждый раз."


May sunset on the bank of the Tom. At sunset the temperature drops dramatically and becomes cool to put it mildly. But the beauty of sunset is worth of it. And yet song of Oleg Mityaev is recalled:
"She lives on the bank of the Tom,
and from slanting, from Tatar eyes
In my solar plexus aches
Perhaps every time".

Теги: 2016, best, evening, nature, sky, sunset, Tomsk, Tomsk region, waterplaces, вечер, водоёмы, закат, небо, природа, Томск, Томская область

23. "Нижний гастроном" - бывший магазин купца Голованова / "Lower deli" - former shop of merchant Golovanov

На углу проспекта Ленина и переулка Нахановича расположено одно из красивейших каменных зданий Томска. Оно было построено в 1899 году по проекту архитектора Константина Лыгина для доходного дома купца Георгия Михайловича Голованова. Торговали в нём обувью, головными уборами и одеждой. После революции здесь сначала располагался кооперативный магазин, чуть позже - магазин ТОМТПО (томского транспортного потребительского общества, объединявшего железнодорожных служащих), а затем - "Гастроном №2". В постсоветское время (возможно, и чуть раньше) магазин вновь переименовался - на этот раз в "Нижний гастроном", кроме того, в этом же здании разместилась и городская дума Томска. К сожалению, в 2015 году историческая ниточка в некотором роде прервалась: помещение магазина было передано торговой сети "Мария-Ра". И, хотя под большой вывеской компании и сохранилась небольшая табличка "Нижний гастроном", это уже совсем не то. Очередная грустная история о том, как коммерция победила историю и романтику.


At the corner of Lenin's Avenue and Nahanovich's Side Street is located one of the most beautiful stone buildings in Tomsk. It was built in 1899 by architect Konstantin Lygin for trade house of merchant Georgiy Mikhailovich Golovanov. Here were being traded with footwear, headgear and clothing. At once after the revolution here was cooperative store, a little later - store of TOMTCS (Tomsk transportation consumer society, uniting railway employees), and then - "Deli №2". In the post-Soviet period (possibly a little earlier) store changed its name again - this time to the "Lower deli", moreover, Tomsk Town Council was moved to the same building. Unfortunately, in 2015, the historical thread, in some way, was interrupted: the shop was transferred to the trading network "Maria-Ra". And though under the big signboard of company was saved a small plate "Lower deli", that's not the same. Another sad story about how commerce has defeated the history and romance.

Теги: 2016, architecture, best, evening, houses, night lights, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, вечер, дома, ночные огни, Томск, Томская область, улицы

24. Набережная Ушайки с каланчи музея истории Томска / Naberezhnaya Ushayki (Ushayka's Embankment) Street from belfry of museum of history of Tomsk

С вершины пожарной каланчи, расположенной на территории музея истории Томска на Воскресенской горе, во все стороны открывается впечатляющий вид на город. В частности, и на небольшой отрезок улицы Набережная Ушайки, закономерно протянувшейся вдоль соответствующей реки.


From the top of the fire tower located on the territory of the Museum of the History of Tomsk on Voskresenskaya (Ressurection) mount in all directions offers spectacular views of the town. In particular, and at a small section of the street called Naberezhnaya Ushayki (Ushayka's Embankment), stretching along the respective river.

Теги: 2016, panorama, streets, Tomsk, Tomsk region, панорама, Томск, Томская область, улицы

25. Памятник домашним тапочкам / Monument to house slippers

Этот оригинальный памятник за авторством известного томского скульптора Олега Кислицкого был установлен в 2006 году возле главного входа гостиницы "Томск". Он призван гостеприимство и уют. Свою идею Кислицкий предложил рассмотреть участникам проходившего в 2006 году в Томске саммита "Российской гостиничной ассоциации", которые, проникшись, даже устроили своеобразный аукцион для выбора места установки подобного символического памятника. В итоге, при непосредственном участии директора гостиницы "Томск" Михаила Кофмана, тапочки остались в Томске. Как утверждает сам автор, он долго размышлял над тем, какими именно должны быть входящие в композицию тапочки, и в итоге сделал их по слепку с собственного домашнего тапочка, посчитав, что именно такой подход наиболее полно передаёт домашнюю атмосферу.


This original monument authored by the famous Tomsk sculptor Oleg Kislitsky was installed in 2006 near the main entrance of the hotel "Tomsk". It is called to symbolize hospitality and coziness. Kislitsky suggested to consider his idea to the participants of the summit of the "Russian Hotel Association" held in Tomsk in 2006, who, being impressed, even arranged peculiar auction for choosing the place of installation of such a symbolic monument. As a result, with the direct participation of the director of the hotel "Tomsk" Mikhail Kofman, the slippers were left in Tomsk. According to the author himself, he pondered for a long time how exactly must looked like slippers included in the composition, and eventually made them on a cast from his own home slipper, believing that this is the approach that best conveys the home atmosphere.

Теги: 2017, decorative, sculpture, Tomsk, Tomsk region, unexpected, декоративность, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область

26. Памятник лягушке-путешественнице - самый маленький памятник в мире / Monument to the frog-traveller - smallest monument in the world

Рядом с гостиницей "Томск" установлен и ещё один необычный памятник. Это памятник лягушке-путешественнице, владеющий, пусть и судя по всему неофициально, титулом "самый маленький памятник в мире" (ранее пальма первенства принадлежала петербургскому Чижику-Пыжику). Памятник, автором которого опять же является Олег Кислицкий, был установлен 27 сентября 2013 года. Высота бронзовой фигурки - всего 44 миллиметра, но, судя по количеству оставляемых рядом монеток, крошка пользуется популярностью, которой могли бы позавидовать её гораздо большие собратья.


Next to the hotel "Tomsk" is installed and another unusual monument. This is a monument to the frog-traveler, which, though unofficially, owns the title of "the smallest monument in the world" (previously the palm of supremacy belonged to the St. Petersburg Chizhik-Pyzhik). The monument, authored by Oleg Kislitsky (again!), was installed on September 27, 2013. The height of the bronze figure is only 44 millimeters, but judging by the number of coins left beside frog, baby is so popular, that its much larger brethren could be envied it.

Теги: 2017, decorative, sculpture, Tomsk, Tomsk region, unexpected, декоративность, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область

27. Памятник счастью / Monument to the happiness

Памятник счастью был установлен 5 октября 2005 года по инициативе ОАО "Томлесстрой" в качестве подарка городу в честь его 400-летия. Автором идеи называют пресс-секретаря компании Анатолия Захарова. Непосредственную работу выполняли скульптор Юлия Завьялова, литейщик Максим Петров и художник-консультант Леонтий Усов. Памятник, изображающий Волка из культового советского мультфильма "Жил-был пёс...", необычен ещё и тем, что его брюхо напичкано электроникой, и при нажатии расположенной на животе кнопки он голосом Джигарханяна произносит одну из восьми знаменитых мультцитат (например, ту самую "Щас спою..." или "Ты заходи, если что"). С прискорбием стоит отметить, что уже через месяц после установки памятника кто-то украл всю его "электронную начинку". Впрочем, благодаря усилиям местных властей, её быстро восстановили, а за памятником установили видеонаблюдение. Из-за этой характерной особенности памятника с ним связана малораспространённая байка: якобы через некоторое время после установки памятники вечерком к нему прислонился подвыпивший мужичок, а разговорчивый Волк внезапно попросил оставить ему покурить. Судя по всему, ноги этой байки растут из грандиозных (но нереализованных) планов сделать фразы Волка контекстно-интерактивными.


The monument to happiness was installed on October 5, 2005 on the initiative of OJSC "Tomlesstroy" as a gift to the town in honor of its 400th anniversary. The press secretary of company Anatoly Zakharov is called as the author of the idea. Direct work was done by sculptor Yulia Zavyalova, foundry Maxim Petrov and artist-consultant Leonty Usov. The monument depicting the Wolf from the cult Soviet cartoon "Once upon a time there was a dog ..." is unusual also because his belly is stuffed with electronics, and when the button on the stomach is pressed, he pronounces one of the eight famous citates from cartoon (for example, the same one "Right now I'll sing ..." or "You come in, in the case"). Sadly, it is need noting that one month after the installation of the monument, someone stole his entire "electronic stuffing". However, thanks to the efforts of local authorities, it was quickly restored, and video surveillance was installed behind the monument. With this characteristic feature of the monument is associated a little-spread fable: ostensibly some time after installation of the monument, in the evening, a drunk man leaned against him, and the talkative Wolf suddenly asked to leave him a cigarette. Apparently, the legs of this fable grow from grand (but unrealized) plans to make Wolf phrases contextually-interactive.

Теги: 2017, courtyards, decorative, sculpture, Tomsk, Tomsk region, unexpected, дворы, декоративность, неожиданное, скульптура, Томск, Томская область

28. "Учительница первая моя..." / "My first teacher..."

Скульптурная композиция "Учительница первая моя" была установлена в Учительском сквере, рядом с главным корпусом Томского государственного педагогического университета, 5 октября 2010 года, который был объявлен в России годом учителя. Автор композиции - известный московский художник Олег Киевский, чей проект вышел победителем в борьбе с проектами 11 других скульпторов из разных городов России. Саму скульптуру отливали в Смоленске, причём, финансирование было частично обеспечено добровольными взносами горожан. Первоначально областная администрация планировала разместить композицию в Университетской роще ТГУ, однако по просьбам педагогической общественности города местом установки в итоге был выбран именно Учительский сквер.


The sculptural composition "My first teacher" was installed in the Teacher's square, next to the main building of Tomsk State Pedagogical University, on October 5, 2010, which was declared in Russia as the year of the teacher. The author of the composition is the famous Moscow artist Oleg Kievsky, whose project became the winner in the struggle against the projects of 11 other sculptors from different cities of Russia. The sculpture itself was cast in Smolensk, and the funding was partly provided by voluntary contributions from the townspeople. Initially, the regional administration planned to place the composition in the University Grove of TSU, but at the request of the pedagogical community of the town, in the end, it was the Teacher's square that was chosen as the place of installation.

Теги: 2017, sculpture, squares, Tomsk, Tomsk region, скверы, скульптура, Томск, Томская область

29. Учат в школе, учат в школе, учат в школе... / Studying at school, studying at school, studying at school...

Нельзя не отметить впечатляющую детализацию томского памятника учительнице и обилие различных вещей на своеобразной "доске" на заднем плане. Кажется, что здесь найдётся ассоциация для всего, что только можно встретить в школе: тут и химическая формула воды, и буквы латинского алфавита, и фамилия Пушкина, и разная живность, и глобус, и палитра с кисточками, и скрипка со смычком, и спрятавшаяся за спиной ученика теннисная ракетка, и даже ноутбук!


It is impossible not to mention the impressive detailing of the Tomsk monument to the teacher and the abundance of various things on a kind of "schoolboard" in the background. It seems that there is an association for everything that can be studying in school: here are the chemical formula of water, the letters of the Latin alphabet, the surname of Pushkin, different small animals, the globe, the palette with tassels, the violin with the bow, a tennis racket, hiding behind the pupil's back, and even a laptop!

Теги: 2017, sculpture, squares, Tomsk, Tomsk region, скверы, скульптура, Томск, Томская область

30. Флигель купеческой усадьбы Л. Д. Желябо / The outbuilding of the merchant's estate of L. D. Zhelyabo

Дом по адресу "улица Красноармейская, 67/1" - это едва ли не самый яркий памятник деревянного зодчества в Томске. Он был построен в 1903 году во внутреннем дворе усадьбы купца Леонтия Желябо по проекту главного архитектора Томска Петра Федоровского (который сам по себе - личность примечательная, закончил Петербургскую академию художеств, обучался у известного русского художника Александра Бенуа). Постановлением Совета Министров РСФСР №624 от 4 декабря 1974 года дом был включен в список архитектурных памятников федерального значения.


The house at "Krasnoarmeyskaya (Red Army) street, 67/1" maybe is the most outstanding monument of wooden architecture in Tomsk. It was built in 1903 in the courtyard of the estate of merchant Leonty Zhelyabo by the project of the chief architect of Tomsk, Petr (Peter) Fedorovsky (who itself is a remarkable person, graduated from the St. Petersburg Academy of Arts, studied with the famous Russian artist Alexander Benois). By Decree of the Council of Ministers of the RUFSR No. 624 of December 4, 1974 the house was included in the list of architectural monuments of federal significance.

Теги: 2017, architecture, courtyards, houses, morning, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дворы, дома, Томск, Томская область, улицы, утро

31. Дом с жар-птицами / House with fire birds

Помимо этого дома, известного в Томске и как "дом с жар-птицами", в состав ансамбля усадьбы Леонтия Желябо входило ещё три дома. И у каждого из этих домов - сложная судьба. Из четырёх строений лишь тот самый "дом с жар-птицами" сохранил свою аутентичность до наших дней, ещё два здания усадьбы представляют собой реконструкции на месте старых зданий, осуществлённые в 80-е годы по программе "Старый Томск", но больше всего не повезло зданию по адресу "улица Красноармейская, 65/1" - сначала пришедший в полную негодность дом был расселён, затем земельный участок под ним был продан на аукционе, а в итоге на месте деревянного домика был выстроен бетонный новодел, обшитый тесом. Городская администрация планировала через суд добиться сноса новостройки и восстановления архитектурного памятника, однако, судя по тому, что дом стоит, как стоял, ничего из этой затеи не вышло. Под угрозой было и существование последнего оригинального здания в ансамбле усадьбы. К 2008 году "дом с жар-птицами" очень серьёзно обветшал после последнего ремонта. Особенно сложная ситуация сложилась с крышей здания, пришедшей практически в полную негодность. Спасли дом лишь старательность и настойчивость его жильцов, внимание общественности и СМИ, а также отвалившийся от потолка во время очередного дождя и чудом никого не прибивший кусок штукатурки. В итоге всё-таки было принято решение о ремонте и реставрации дома, проведённых в два этапа.


In addition to this house, known in Tomsk as a "house with fire birds," the ensemble of the estate of Leonty Zhelyabo included three more houses. And each of these houses had a difficult destiny. Of the four buildings, only that "house with fire birds" has retained its authenticity to our days, two more buildings of the estate are reconstructions on the site of old buildings that were carried out in the 80s under the program "Old Tomsk", but the most sad fate befell to the building at "Krasnoarmeyskaya (Red Army) Street, 65/1" - first of all, the house, that became completely unfitness, was settled out, then the land plot under it was sold at auction, and in the end, a concrete replica was built on the site of the wooden house. The town administration planned through the court to demolish the new building and restore the architectural monument, however, judging by the fact that the house stands as it stood earlier, nothing came of this venture. The existence of the last original building in the ensemble of the estate was also under threat. By 2008, the "house with fire birds" had decayed very seriously after the last repair. Particularly difficult situation arose with the roof of the building, which came almost completely out of order. The house was saved only by the diligence and perseverance of its residents, the attention of the public and the media, and also by a piece of plaster, which fell off the ceiling during the rain and miraculously slamed nobody. As a result, it was finally did a decision about repair and restoration of the house, that were conducted in two stages.

Теги: 2017, architecture, courtyards, houses, morning, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дворы, дома, Томск, Томская область, улицы, утро

32. Монументальная мозаика "Парад планет" / Monumental mosaic "The Parade of the Planets"

Новое здание томского Дворца пионеров было торжественно открыто 8 февраля 1980 года. А в 1987 году на одной из его стен появилость эпичное мозаичное полотно "Парад планет" за авторством Николая Беглюка. Как вспоминает сам автор, наиболее сложным во всей работе над мозаикой было найти общий язык с заказчиком. По его словам, до него это не удалось как минимум трём другим художникам. Облком КПСС настаивал на традиционной пионерской символике с горнами и знамёнами, но Беглюку удалось настоять на своей идее о пионерах, как первопроходцах, метафорично выраженной через образ космоса. Это позволило создать работу, не привязанную к символам эпохи, что делает её ещё более ценной. Сами работы по укладке смальты заняли всего лишь около четырёх месяцев. Позднее, уже в 2000-х годах была проведена незначительная реставрация мозаики - слишком большое число элементов на высоте человеческого роста было растащено на сувениры.


The new building of the Tomsk Palace of Pioneers was solemnly opened on February 8, 1980. And in 1987, on one of its walls appeared an epic mosaic painting "The Parade of the Planets" for the authorship of Nikolay Beglyuk. As the author himself recalls, the most difficult part of the whole work on the mosaic was to find a common language with the customer. According to him, at least three other artists hadn't be able to do it before him. The regional committee of CPSU wanted traditional pioneer symbols with bugles and banners, but Beglyuk managed to insist on his idea of pioneers as first researchers, metaphorically expressed through the image of the cosmos. This allowed him to create a work that is not tied to the symbols of the era, which makes it even more valuable. The works on laying smalt took only about four months. Later, already in the 2000s, an insignificant restoration of the mosaic was carried out - too many elements at the height of human height were chipped for souvenirs.

Теги: 2017, architecture, best, decorative, houses, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, декоративность, дома, Томск, Томская область, улицы

33. Памятник студенческим стройотрядам / Monument to student construction squads

В 2013 году, в 50-летнюю годовщину томских студенческих стройотрядов, был серьёзно реконструирован сквер рядом с Дворцом спорта. Венцом реконструкции стало открытие 7 сентября того же года памятника участникам стройотрядовского движения, созданного по эскизу скульптора Антона Гнедых. В основание памятника также была заложена "капсула времени" с посланием к столетию движения.


In 2013, on the 50th anniversary of the Tomsk student construction squads, the square near Sports Palace was seriously reconstructed. The crowning of the reconstruction was the opening on September 7 of the same year of a monument to the members of the construction squad movement, created according to the sketch of the sculptor Anton Gnedykh. At the base of the monument was also laid the "time capsule" with a message to the centenary of the movement.

Теги: 2017, morning, sculpture, squares, streets, Tomsk, Tomsk region, скверы, скульптура, Томск, Томская область, улицы, утро

34. Пруд на территории экспериментального хозяйства Ботанического сада ТГУ / Pond on the territory of experimental farm of the Botanical Garden of TSU

Практически все томичи и многие гости города знакомы с территорией Сибирского ботанического сада ТГУ рядом с главным корпусом университета. Однако, для многих оказывается сюрпризом существование "южной площадки" сада - его экспериментального хозяйства. Между тем, эта весьма приличных размеров территория в районе улиц Нефтяной и Мокрушина была выделена саду ещё в 1930-х годах. В отличие от университетской площадки социальным благоустройством южной особо не занимались, что однако не мешает ей быть замечательным местом для прогулок. Своеобразным центром притяжения на территории сада является Ботаническое озеро, в котором обитают утки и вокруг которого высажено множество деревьев самых различных пород. Именно в районе озера запланировано начать в 2017 году создание рекреационной зоны.


Virtually all Tomsk townspeople and many guests of the town are familiar with the territory of the Siberian Botanical Garden of TSU near the main building of the university. However, for many it is a surprise that there is a "southern area" of the garden - its experimental farm. Meanwhile, this very decent size territory in the area of the Neftyanaya (Oil) Street and Mokrushin's Street was allocated to the garden yet in the 1930s. Unlike the university area, the social improvement of the southern area virtually didn't doing, but, however, it doesn't prevent this territory from being a wonderful place for walking. A peculiar center of attention in the garden is the Botanical Lake, in which ducks live and around which a lot of trees of various breeds are planted. In the area of the lake have planned to begin in 2017 the creation of a recreational zone.

Теги: 2017, nature, parks, Tomsk, Tomsk region, waterplaces, weather, водоёмы, парки, погода, природа, Томск, Томская область

35. Утка в Ботаническом озере / Duck in the Botanical Lake

Можно сказать, что утки, обитающие в Ботаническом озере на территории экспериментального хозяйства Сибирского ботанического сада ТГУ, - всеобщие любимицы, которых наверняка подкармливают многие из регулярных посетителей "южной площадки" ботанического сада ТГУ. Помимо уток на территории сада немало и других птиц, для которых по деревьям развешаны кормушки. Кроме того, говорят, здесь можно встретить очаровательных белочек. Однако, в бочке мёда не обходится и без ложки дёгтя - часть территории сада недалеко от озера несмотря на все запреты облюбована для прогулок хозяевами разномастных собак.


It can be said that the ducks that live in the Botanical Lake on the territory of the experimental farm of the Siberian Botanical Garden of the TSU are people's favorites, and many of the regular visitors of the "southern area" of the Botanical Garden of the TSU surely feed them up. In addition to ducks in the garden there are many other birds, for which the troughs are hung on the trees. In addition, it rumors, here you can meet charming squirrels. However, ointment cannot be without a fly in it - part of the garden near the lake, despite all the prohibitions, was chosen for walks by the owners of different dogs.

Теги: 2017, nature, parks, Tomsk, Tomsk region, waterplaces, водоёмы, парки, природа, Томск, Томская область

36. Разрисованный забор возле Центра раннего развития "Созвездие" / Fence with paintings near the Center for Early Development "Constellation"

При обустройстве летом 2016 года капитального забора возле Центра раннего развития "Созвездие" и детского сада №40 его уличную сторону разрисовали героями известных отечественных сказок и мультфильмов. Само по себе возведение такого забора связано с ужасным резонансным событием летом 2014 года, когда трёхлетняя девочка была похищена прямо с территории детского сада №46 и впоследствии найдена убитой. Именно после того события городская администрация инициировала обустройство детских дошкольных учреждений средствами видеонаблюдения, а также обустройство новых ограждений.


With the arrangement in summer 2016 of a concrete fence near the Center for Early Development "Constellation" and kindergarten №40, its street side was painted with heroes of famous Russian fairytales and cartoons. The very construction of such a fence is associated with a terrible resonance event in the summer of 2014, when a three-year-old girl was kidnapped directly from the territory of kindergarten №46 and subsequently was found dead. It was after that incident that the town administration initiated the arrangement of children's preschool institutions with video surveillance equipment, as well as the arrangement of new fences.

Теги: 2017, decorative, streets, territory of childhood, Tomsk, Tomsk region, декоративность, территория детства, Томск, Томская область, улицы

37. Особняк архитектора С. В. Хомича / The mansion of architect S. V. Khomich

Здание, построенное для себя и своей семьи в 1904 году архитектором С. В. Хомичем - ещё один томский архитектурный памятник федерального значения. Архитектор с семьёй проживал в нём до 1914 года, параллельно сдавая часть помещений под частные квартиры. В дальнейшем здание частенько изменяло свой профиль: в 1924 году здесь располагался Эксплуатационный техникум Томской железной дороги, затем здание служило общежитием для студентов ТГУ, во второй половине 30-х годов здесь квартировали видные медицинские работники, долгое время здание занимали дом ребёнка №3, а потом Областная детская больница. В 90-х годах здание передали Лицензионной палате Томской области с условием проведения реставрационных работ. Нынче, рассказывая об этом доме, томичи частенько вспоминают одну из городских легенд: якобы архитектурные кружева томских деревянных домов и покрашенные в зелёный цвет крыши и ограды послужили одним из источников вдохновения для адаптации Александром Волковым сказок Лаймэна Фрэнка Баума в форме "Волшебника изумрудного города".


The house, built for himself and his family in 1904 by architect S. V. Khomich, is another Tomsk architectural monument of federal significance. The architect with his family lived in it until 1914, while renting out part of the premises for private apartments. Further the building was changing its profile quite often: in 1924 it was housing the Exploitation college of Tomsk railroad, then the building was serving as a hostel for TSU students. In the second half of the 30s, prominent medical workers was lodging here, for a long time the building was occupied by the child's house №3, and Then Regional Children's Infirmary. In the 90s the building was handed over to the Licensing Chamber of the Tomsk Region with the condition of carrying out restoration work. Today, telling about this house, Tomsk townpeople often recalled one of the town's legends: ostensibly architectural laces of Tomsk wooden houses and painted in green roofs and fences had served as one of the sources of inspiration for Alexander Volkov's adaptation of fairy tales of Laiman Frank Baum in the form of "The Wizard of the Emerald City."

Теги: 2017, architecture, best, houses, streets, Tomsk, Tomsk region, архитектура, дома, Томск, Томская область, улицы

38. Томск в начале мая / Tomsk in early May

Хотя здание нового корпуса Томского университета систем управления и радиоэлектроники и не является локальной архитектурной доминантой, но из окон его верхних этажей можно бросить неплохой взгляд на центр города. Конечно, обзору серьёзно мешают многоэтажки в районе Транспортной площади, но, тем не менее, за ними можно разглядеть кварталы пятиэтажных хрущёвок, а ближе к Томи - и невысокие деревянные домики старого города. На дворе - самое начало мая, поэтому урбанистические черты города ещё не скрыты покровом древесной листвы.


Although the new building of the Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics is not a local architectural dominant, but from the windows of its upper floors you can throw a good look at the town center. Of course, high-rise buildings in the area of Transport Square is seriously interfering with visibility, but nevertheless, behind them you can see the quarters of five-stories Khrushchev-style buildings, and closer to Tom - the low wooden houses of the old town. In the picture is the very beginning of May, so the urban features are not hidden by the cover of foliage.

Теги: 2017, best, panorama, sky, streets, Tomsk, Tomsk region, небо, панорама, Томск, Томская область, улицы